16+
Пятница, 3 января 2025
  • BRENT $ 76.17 / ₽ 7745
  • RTS893.22
23 июля 2019, 06:49 Политика

Пойдет ли Запад на войну с Ираном? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

«Возможно, захват танкера персами — это не столько сознательное обострение ситуации, сколько обозначение переговорной позиции. Что, впрочем, не гарантирует полностью, что ситуация не выйдет из-под контроля», — отмечает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Великобритания готовится ввести санкции против Ирана в ответ на недавний захват в Ормузском проливе танкера под британском флагом Stena Impero (сам танкер принадлежит шведской фирме, подданных Великобритании на нем нет). Уходящая через два дня в отставку премьер Тереза Мэй провела экстренные консультации с силовыми министрами. На этом фоне Иран объявил о раскрытии шпионской сети, а именно 17 «агентов ЦРУ, которым грозит смертная казнь». Как дальше может развиваться ситуация?

Самолюбие Великобритании, видимо, было сильно задето военными катерами «Стражей исламской революции». Ведь сравнительно недалеко от места захвата танкера находился военный корабль Соединенного Королевства, но никаких решительных действий против «пиратских акций» не предпринял. Не то что в былые времена. Да еще замглавы британского Минобороны Тобиас Эллвуд публично признал, что ВМС страны не в состоянии предоставить охрану каждому танкеру и вообще силы слишком растянуты по всему Мировому океану. Для начала Лондон решил послать в тот регион атомную подводную лодку и отряд морских пехотинцев. Что, наверное, составит честь морякам из «Стражей исламской революции».

Нынешнее обострение ирано-британских отношений может привести к расколу европейского лагеря из числа подписантов так называемой ядерной сделки с Ираном 2015 года. До недавних пор Франция, Германия и Британия настаивали на ее соблюдении даже после того, как США вышли из нее в одностороннем порядке, наложив на Тегеран суровые экономические санкции, фактически запретив ему торговать нефтью на мировом рынке. Однако теперь Лондон может фактически сам выйти из нее, наложив санкции на Иран, что, конечно, уменьшит шансы на ее спасение. Тем более что Тегеран уже частично нарушил наложенные на него ограничения, начав обогащение урана выше разрешенного уровня в 4%, для начала до 5%, пригрозив выйти и на уровень обогащения в 20%. А также делать новые шаги в нарушение соглашения каждые полгода.

Правда, позиция самой Великобритании небезупречна. Недавно она захватила иранский танкер близ Гибралтара под предлогом того, что он транспортировал нефть в Сирию в нарушение санкций ЕС. При этом возможности Великобритании оказать давление на Иран достаточно ограниченны. Вряд ли она отправит целую военную эскадру в Персидский залив для морской битвы с Ираном.

К тому же в стране идет пересменка власти. Полномасштабная эскалация напряженности, с высокой вероятностью, сорвет дальнейшие усилия по спасению «ядерного соглашения», а в Европе еще не потеряли надежды его сохранить и для смягчения воздействия американских санкций даже создали специальный механизм платежей с Ираном в обход американских банков.

Европа все же привыкла в таких вопросах оглядываться на Америку. А США в лице ее президента не подают однозначных сигналов к войне. Дональд Трамп пока не хочет идти на конфронтацию до конца. Масштабная военная операция в Персидском заливе, быть может, не только приведет к резкому скачку цен на нефть, что всегда болезненно воспринимается американскими избирателями, но и похоронит надежды Трампа на переизбрание в случае затягивания операции.

Вашингтон пока даже не идет на серьезное наращивание военной силы в Персидском заливе, намекая союзникам, что они сами могли бы озаботиться охраной своих танкеров. Тем более что в Америку через Ормузский пролив поступает ничтожная доля импортируемой ею нефти.

В ответ на бравурные заявления Тегерана о разоблачении сети шпионов ЦРУ, которых якобы вербовали в процессе подачи заявления на американские визы для участия в разных научных конференциях, Трамп заявил, что все это вранье «религиозного режима», у которого просто бардак творится в государстве. В свою очередь министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф обвинил в провоцировании международной напряженности с Тегераном советника Белого дома по национальной безопасности Джона Болтона. То есть все же не президента Трампа.

Именно Болтона считают сторонником «ястребиной линии» в отношении Ирана. Тогда как президент, похоже, хотел бы выйти из создавшейся ситуации с минимальными рисками. По некоторым данным, Трамп собирался отправить в Тегеран своего эмиссара для конфиденциальных переговоров. Исламский режим в свою очередь якобы выразил готовность проявить гибкость и разговаривать об ограничениях своей ракетной программы. Именно она была одним из поводов для США выйти из соглашения 2015 года.

Так что, возможно, захват танкера персами — это не столько сознательное обострение ситуации, сколько обозначение переговорной позиции. Что, впрочем, не гарантирует полностью, что ситуация не выйдет из-под контроля.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию