Почему не получается ограничить тарифы на эквайринг?
Лента новостей
Владимир Путин назвал такие тарифы квазиналогом. Тема обсуждается давно, но договориться участники процесса пока не смогли
ЦБ может ограничить тарифы на эквайринг, но только в случае крайней необходимости, пишут «Ведомости». Комиссии за безналичную оплату бурно обсуждают уже несколько месяцев. Почему не могут договориться?
С выступления Владимира Путина, когда он назвал тарифы на эквайринг квазиналогом, прошло уже полгода. Но почти ничего не изменилось — договориться участники процесса так и не смогли, а это платежные системы, то есть Visa и MasterCard, банки и продавцы. Например, ретейлеры или автодилеры.
Суть проста. Когда мы расплачиваемся картой, банк берет за это с продавца комиссию и отдает часть, а бывает и полностью платежной системе. У Visa и MasterCard очень высокие тарифы в России. Для сравнения: в Европе и США они берут десятые доли процента, у нас — в районе полутора и больше.
У нас тоже регулярно предлагают: почему бы и в России, как это сделали на Западе, не заставить платежные системы снизить тарифы? Те, кто против, обычно парируют: в нашей стране дорогие деньги, у нас риски, да и заработки Visa и MasterCard здесь небольшие.
Наверное, этим руководствуются и власти. Они предлагают дать ЦБ право ограничить тарифы, но только в крайнем случае, а так пусть участники процесса договариваются сами. В качестве похожего примера председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков приводит энергетический сектор.
Анатолий Аксаков председатель комитета Госдумы по финансовому рынку «У нас есть система определения тарифов в энергетическом секторе, где поставщики услуг и потребители находят компромиссное решение и определяют соответствующий тариф на этом рынке. При этом у государственного института есть право вмешаться в ситуацию, если не договорятся, установить свой тариф. Это право ни разу не было использовано».
О том, чтобы ограничить тарифы платежных систем, говорят много лет подряд, но комиссии все равно остаются высокими. Да и как договориться, когда столько участников и у каждого свои интересы?
Продавцы говорят: для нас эквайринг слишком дорогой, хотя тарифы включаются в конечную стоимость и платить приходится потребителям. В качестве реакции банков возьмем заявление Германа Грефа.
Сбербанк обслуживает оборудование (например, терминалы, к которым мы прикладываем наши бесконтактные карты). «Сбер» готов передать оборудование продавцам, пусть обслуживают сами и платят за это. Но тогда не будет обновления, технического прогресса.
Ну а платежные системы обычно отвечают, что у них гибкие тарифы и они всегда готовы к диалогу. Только он в итоге не выходит. Самый яркий пример — положение ресторанов. От них требуют, чтобы они принимали карты. Но им, чтобы покупать продукты, нужны наличные. И вот что получается, говорит владелец сети ресторанов «Мясо & Рыба» Сергей Миронов.
Сергей Миронов владелец сети ресторанов «Мясо & Рыба» «Проблема не только в том, что ресторатор заплатил эти деньги и потерял 2,5%. Ресторатор не может пользоваться кешем, а это очень важно. Потому что весь малый, весь средний бизнес сегодня закупает продукты все-таки на рынке. Ресторану нужны наличные деньги. Когда ресторатор идет в банк и говорит: «Дайте мне, пожалуйста, мои деньги, за которые я вам уже заплатил эквайринг», ему говорят: «Дадим, за 3%». Соответственно, эти деньги уже стоят 5,5%. Ресторатор вложил деньги в бизнес, развил его, рискует и платит банку в итоге больше, чем зарабатывает сам. Это же абсурд».
Отсюда и ситуация: терминал в кафе есть, но висит объявление, что он временно не работает. В итоге наличный оборот гораздо выгоднее. Эквайринг стоит полтора-два процента и выше, а инкассация примерно две десятых.
Нельзя сказать, что процесс совсем не движется. Например, платежные системы согласились снизить комиссии для продажи автомобилей, недвижимости, лекарств, образовательных и медицинских услуг. Впрочем, совсем не факт, что эти товары и услуги подешевеют. И если снизят тарифы для продуктовых ретейлеров, как они давно просят, то тоже совсем не факт.
А сколько замечено случаев, когда продавцы при оплате картой повышают цены процентов на пять. Это заградительный тариф, чтобы расплатились наличными, а если нет, то возможность самим заработать на крупных покупках. И, наверное, эквайринг — тот случай, когда ЦБ абсолютно прав: нужно подходить взвешенно.