Очередной старинный особняк Москвы могут снести с формулировкой «реконструкция»
Лента новостей
Исчезнуть может двухэтажный дом крестьянина Никифора Шевандина на Большой Татарской улице. В департаменте культурного наследия Москвы не знают о такой инициативе
Дом зажиточного крестьянина Никифора Шевандина построили в 1902 году. Архитектор — Николай Жуков. В разное время здание принадлежало известным горожанам. Отдельного охранного статуса дом не имеет, хотя он расположен в черте исторической застройки в Замоскворечье, где нельзя ничего сносить и копать. Нынешний собственник дома — представительство администрации Кемеровской области.
При взгляде на красно-белый особняк понятно, что его фасад уже подвергся некоторым переделкам, по крайней мере, в облицовке. Недавно вокруг здания положили плитку. Водостоки сделали неправильно, и вода потекла под соседние жилые дома. Но жители возмутились из-за того, что вокруг вырубили деревья.
В процессе выяснения отношений стало известно, что вскоре на месте особняка будет многоэтажка с подземной частью, которая, судя по предпроектному предложению реконструкции, ничего общего не имеет с домом Шевандина и занимает гораздо большую площадь. Вот что говорит координатор «Архнадзора» Андрей Новичков:
— Они обратились в Градостроительную земельную комиссию. Она должна принять решение о внесении изменений в правила землепользования застройкой. После чего профильный орган должен согласовать тот трек, который на картинке мы имеем, и этот трек должна установить Москомархитектура. Если она его утверждает, они приступают к работам. К сожалению, практика показывает, что градостроительная земельная комиссия согласует почти что все заявки, которые к ним поступают. Поэтому мы опасаемся, что это решение будет принято.
— А вы с этой комиссией как-то пытались связаться?
— Это самый закрытый орган, который существует, — невозможно найти никаких решений по каким-то вопросам. О решениях этой комиссии мы узнаем уже в тот момент, когда туда выезжает строительная техника.
Последний нашумевший случай — когда эта комиссия утвердила снос дома Булошникова на Большой Никитской ради жилой многоэтажки крупного девелопера. Тогда тоже говорилось о «реконструкции». Термин обманчив. В отличие от реставрации, он допускает любую перестройку и снос. После вмешательства общественности и громкого скандала в начале этого года были назначены дополнительные экспертизы о ценности здания.
В Мосгорнаследии о реконструкции дома Шевандина пока ничего не знают, сообщил Business FM руководитель ведомства Алексей Емельянов.
— В наш департамент документация о сносе или реконструкции, увеличении не поступала. Никаких заявок на снос этого объекта тоже не поступало.
— У него статуса никакого нет?
— Да, это здание не является объектом культурного наследия. Никаких заявок о включении его в наш реестр не поступало. Любой человек может подать нам заявку, мы обязательно рассмотрим, и если это уникальное, подлинное здание, с удовольствием включим его в объекты культурного наследия.
В самом представительстве Кемеровской области на вопросы, планируется ли строительство и за чей счет оно будет вестись, от комментариев сначала отказались, затем предложили направить официальный запрос, на который радиостанции так и не ответили. Однако информацию о стройке подтвердила депутат Мосгордумы Елена Шувалова.
Елена Шувалова депутат Мосгордумы «Когда я стала делать официальные запросы с просьбой разъяснить ситуацию, мне говорили, нет, дескать, ничего не готовится. Куда бы я ни направляла, мне отвечал все равно Хуснуллин. Пришел ответ в конце концов, что там планируется строительство. Жители близлежащих домов протестуют, они мне написали об этом. Если заняли историческое здание, то уже сидите, и деревья не рубите вокруг, и не мешайте москвичам! Это же не народ Кемерова, народ Кемерова не знает. Только знает, что у него из бюджета деньги сюда перекачиваются».
В соцсетях москвичи недоумевают: если кемеровчанам тесно в историческом особняке, почему не переехать в офисный центр или гостиницу? Некоторые говорят о раздутом бюрократическом аппарате и нецелесообразности масштабных областных представительств при современных способах коммуникаций. Кстати, в Москве подобных представительств 82. И большинство занимают исторические особняки в городском центре.