Зачем Siemens стопроцентная локализация выпуска больших газовых турбин в России?
Лента новостей
Концерн уже подал заявку в Минпромторг. Будут использованы мощности совместного предприятия Siemens и «Силовых машин»
Siemens будет производить в России газовые турбины большой мощности. Локализация будет стопроцентной, сообщает РИА Новости. Концерн уже подал заявку в Минпромторг на заключение специального инвестконтракта.
По словам президента Siemens в России Александра Либерова, будут использованы мощности совместного предприятия концерна и «Силовых машин». Компоненты турбин будут выпускать предприятия поставщиков. При этом Siemens не требует госфинансирования, налоговых или таможенных преференций.
Вопрос турбин остро встал после крымской истории. В марте на полуострове были введены в эксплуатацию две новые ТЭС — Таврическая и Балаклавская. На станциях использовались четыре газовые турбины Siemens. Изначально они были изготовлены по заказу «Технопромэкспорта». Однако после передачи заказчику турбины были изменены и установлены на электростанции в Крыму. Siemens выступила против поставок своего оборудования на полуостров из-за санкций ЕС. Компания пыталась признать недействительными договоры на поставку турбин и требовала вернуть оборудование. Однако суды эти жалобы не удовлетворили. Сейчас Siemens считает вопрос с Крымом закрытым.
Зачем концерну стопроцентная локализация производства в России, комментирует ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
Станислав Митрахович ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности «Россия сейчас находится перед двумя вариантами развития событий, как можно действовать. Первый вариант — это полностью застраховаться от санкций вроде тех, которые применялись к России по поводу Крыма и которые теоретически могут быть применены к российским арктическим СПГ-проектам, где будут использоваться турбины, и делать полностью турбины самостоятельно, то есть возрождать старые технологии и делать новые на базе возможностей компаний «Силовые машины», «Ростех» и на базе грантов правительства. Второй вариант — все-таки рассчитывать на то, что наша кооперация с Siemens и другими партнерами продолжится, и стараться максимально локализовывать производство оборудования Siemens в России. Siemens понимает, что оба варианта теоретически возможны. Если он не будет локализовывать оборудование в России, то рано или поздно при всех сложностях все равно в России будет налажено производство собственных турбин. Именно поэтому Siemens и считает необходимым для себя идти по пути локализации, находя компромиссы с российскими партнерами. Россия в принципе тоже показала, что к этому готова. Например, проект «Арктик СПГ-2»: они заключили договор о поставках турбин с помощью «дочки» американской компании General Electric. Понятно, что теоретически такие проекты могут быть очень опасны из-за санкционного давления, но наши власти и компания «Новатэк» решили, что все-таки риск оправдан. Все-таки Siemens тоже понимает, что на подобную готовность российской стороны идти на компромисс тоже нужно отвечать готовностью идти на компромисс. Поэтому они давным-давно пообещали локализацию производства турбин в России, сейчас, видимо, эти соглашения уже доходят до стадии подписания конкретных документов».
Сейчас в России нет производства собственных газовых турбин большой мощности, от 110 мегаватт и выше, только импорт. Проект разработки отечественной турбины есть у совместного предприятия входящей в «Ростех» ОДК, «Интер РАО» и «Роснано». Кроме того, о планах разработки турбины заявили «Силовые машины» Алексея Мордашова.
В этом году в России стартовала программа модернизации электростанций. Главное требование — локализация производства в России, заложено почти 2 трлн рублей.