16+
Среда, 15 января 2025
  • BRENT $ 80.05 / ₽ 8280
  • RTS870.87
9 июля 2019, 15:35 Право

«Хороший знак». Что изменит первое решение ЕСПЧ по делу о бытовом насилии в России?

Лента новостей

Страсбургский суд присудил компенсацию россиянке, сбежавшей из страны из-за преследований экс-бойфренда. Каковы перспективы получения компенсации от российских властей?

Фото: FA Bobo/PIXSELL/PA Images/TASS

Обновлено в 17:50

Европейский суд по правам человека впервые признал дискриминацией бездействие властей России, постановив выплатить россиянке компенсацию в размере 20 тысяч евро.

Речь идет о деле гражданки России Валерии Володиной, которая с 2016 года обращалась в правоохранительные органы, но не смогла добиться защиты от преследовавшего ее бывшего бойфренда. Полиция отказалась помогать россиянке даже несмотря на то, что у нее были все документы о побоях и других насильственных действиях, следует из пресс-релиза суда.

В результате Страсбургский суд признал российские власти виновными в нарушении статей Европейской конвенции по защите прав и свобод, запрещающих бесчеловечное и унижающее достоинство обращение и дискриминацию. Помимо компенсации, ЕСПЧ присудил Володиной около 6 тысяч евро судебных издержек.

О том, каковы шансы Володиной на получение компенсации от российских властей, рассказала адвокат девушки, юрист «Правовой инициативы» Ольга Гнездилова.

— Перспективы выплаты суммы положительные, мы работаем с Европейским судом уже очень много лет. Организация представляет заявителей по более чем 200 делам, везде получали свою компенсацию вовремя. Мы не беспокоимся на этот счет. Мы также ожидаем, что государство исполнит решение по существу, проведет расследование тех жалоб, которые Валерия подавала на избиение и угрозы, потому что сейчас никаких уголовных дел нет. Также мы надеемся, что власти примут общие меры, чтобы такие нарушения не допускались впредь. Это касается большой группы женщин, и то, что суд признал дискриминацию, тоже хороший знак: значит, государство будет обязано внести какие-то изменения и в законы, и в свою практику, чтобы бороться с домашним насилием.

— Что с Валерией произошло, почему дошло до ЕСПЧ?

— Она жила в гражданском браке, и через год начались побои, после которых она ушла. Есть скепсис, что если женщину избивают, то она должна уйти, и все проблемы решатся. Это, к сожалению, не так. Ее бывший гражданский муж начал ее преследовать, требовать, чтобы она вернулась, угрожать, угрожать ее ребенку от первого брака, предпринимая массу шагов, чтобы создать ей проблемы на работе, караулил у подъезда, было даже похищение: он ее силой увез к себе. То есть человек был одержим, но полиция не реагировала на эти жалобы, выносили отказы в возбуждении уголовных дел. В одном ответе они указали, что нет никакой проблемы, просто плохие отношения, и он ревнует.

Вряд ли российские законы изменятся после судебного разбирательства в Страсбурге, ЕСПЧ может только дать рекомендации — не более, считает адвокат, специалист по семейным вопросам Андрей Сарычев.

Андрей Сарычев адвокат, специалист по семейным вопросам «ЕСПЧ, при всем к нему уважении, не обладает юрисдикцией и собственно законодательной инициативой. Обязать и изменить наше законодательство, внутреннее российское, нас не может никто, никакой международный орган и так далее. Поэтому я думаю, что это носит рекомендательный характер. Опять же, поводом для обращения в ЕСПЧ может быть, собственно говоря, любое несогласие с решениями нашего правосудия: обычно это действует или бездействует, как в данной ситуации. Если Европейский суд принял и рассмотрел, значит, он усмотрел какие-то нарушения. Что касается неприкосновенности частной жизни, теоретически это возможно. Насколько я помню, в статусе ЕСПЧ нет ограничений по категориям уголовных дел, но сами по себе такие дела, с точки зрения нашего закона, считаются малозначительными, и на практике особого рвения правоохранительные органы в расследовании их не проявляют. Как говорят: вас же не убили. К сожалению, это так».

В 2018 году дело в отношении гражданского мужа 32-летней Валерии Володиной — Рашада Салаева — все-таки возбудили, но по статье о нарушении неприкосновенности частной жизни из-за публикации интимных фотографий на ее взломанной странице в соцсети. После того как Следственный комитет отказался избрать для подозреваемого меру пресечения в виде запрета определенных действий, женщина решила покинуть страну. Где она проживает сейчас, неизвестно.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию