Почему Госдума вернулась к спорному законопроекту на фоне скандалов об изъятии земли?
Лента новостей
Последний раз документ о принудительной передаче недвижимости был в повестке полгода назад, однако был заморожен. Стал ли закон прозрачней для собственников и почему в Минстрое им недовольны?
Поправки к законопроекту о механизмах планировки территорий внесли ко второму чтению в Госдуму 28 июня, сообщает газета «Коммерсантъ». Последний раз его рассматривали осенью 2018 года: документ даже прошел первое чтение, однако вскоре был заморожен.
По задумке, закон о комплексном развитии территории упростит передачу домов и земель для нужд местных властей. Все это — на фоне скандалов, связанных с изъятием земли в Москве, Сочи, Севастополе, Казани и других городах.
Жители поселка Нагорный в черте Казани в декабре прошлого года с удивлением узнали, что по новому генплану в их поселке снесут десятки частных домов. На их месте должна была пройти скоростная магистраль. Местные власти хотели дома изъять, а жильцам дать компенсацию. Собралась инициативная группа, встречалась с чиновниками, ходила на публичные слушания, подавала обращения в Госдуму против закона об изъятии недвижимости. Отстоять дома получилось, рассказал местный житель Тимур Саитов.
«Протестные группы в разных частях города продолжают свою деятельность. Организовывают митинги, пишут обращения, была прямая линия с Путиным, и туда пытались пробиваться. Конкретно по нашему участку, поселку Нагорному, нашей инициативной группе было обещано, что эту дорогу из проекта уберут, то есть найдут другие варианты».
Громкие земельные скандалы начались с Олимпиады в Сочи. Тогда властям нужно было отстроить огромный Олимпийский парк. Ввели специальный временный закон, в массовом порядке изымались земельные участки, ускоренно и упрощенно решались споры в судах. Собственники жаловались, что оценка стоимости их имущества занижалась в разы, а ведь на ее основании им выплачивали компенсацию.
Затем сочинскую схему изъятия земель стали использовать в Подмосковье: сначала для подъездной дороги к Сколково и аэродрому в Жуковском, потом для строительства ЦКАД. В Севастополе местные власти пытались вернуть земли, которые выдавались в собственность еще украинской администрацией.
Во всех примерах власти использовали разные поводы, но результат был один: масса недовольных, судебные иски и твердая уверенность, что процедуры проходили с нарушениями.
Сейчас думский комитет по транспорту и строительству вернулся к закону о комплексном развитии территории. Главное в нем — прописанная возможность принудительного изъятия. Причем дом не обязательно должен быть аварийным или попадающим под программу реновации.
В Минстрое законопроект раскритиковали. Там посчитали, что выселение из жилых помещений, даже не признанных аварийными, «необоснованно». Кроме того, в министерстве сослались на международный опыт, где любая маломальская застройка проходит этап четкого обоснования.
Конечно, документ об изъятии земель и домов необходим, но не в таком виде, уверен управляющий партнер компании Webster Константин Ковалев.
Константин Ковалев управляющий партнер компании Webster «Та редакция закона, которая имеет сегодня место и с которой в настоящий момент не согласен общественный совет при Минстрое, говорит о том, что принудительное изъятие жилой недвижимости возможно. Пока выглядит так, что по решению, по инициативе муниципалитета любой объект, а не только аварийный, может быть изъят, однако не понятна процедура изъятия, слушаний. Эти технические вопросы будут иметь значение».
На бумаге, чтобы забрать дом, властям нужно будет просто включить его как «подлежащий сносу» в муниципальную программу. При этом четкие критерии, почему нужен именно этот дом, не обозначен; какая компенсация положена владельцу — не прописано. В законопроекте вообще нет конкретики, а внести разъяснения в думском комитете по строительству Business FM отказались. Те положения, которые известны сейчас, нарушают права граждан, считает директор юридического агентства «Абгарян и Партнеры» Акоп Абгарян.
— Если мы говорим о комплексном развитии территории, то будут изъяты те объекты, которые мешают реализации этих проектов. Это может быть и коттедж, и жилой дом, и многоквартирный, и новые постройки. Не все законопроекты у нас идеально отработаны. Определенные лица, коммерсанты будут иметь интерес через этот законопроект реализовать свои какие-то личные интересы. Это даст коридор для сноса без проблем жилых домов. По моему мнению, этот законопроект ущемляет права человека.
— Соответственно, человек уже ничего не может сделать в рамках закона?
— Да, если данный законопроект вступит в силу, то уже ничего. Только если оспаривать его в Конституционном суде.
Из того, что известно сейчас: замечания Минстроя эффекта не возымели. Механизм принудительного изъятия в законе все же остался: законопроект заслушают во втором чтении.