Сжигать нельзя перерабатывать: ученые раскритиковали ставку российских властей на сжигание отходов
Лента новостей
По мнению специалистов, мусоросжигательные заводы в той версии, в какой их планируют строить в ближайшие годы, — это не решение проблемы. Более того, предприятия только увеличат его токсичность, уверены эксперты
Обновлено
Институт экологии НИУ ВШЭ по заданию Минприроды проанализировал эффективность решения «мусорной» проблемы в России с помощью строительства мусоросжигательных заводов, сообщает «Коммерсантъ». По итогам исследования ученые вынесли вердикт: мусоросжигательные заводы в той версии, в какой их планируют в ближайшие годы строить в Подмосковье и Татарстане, — это не решение мусорной проблемы. Они будут небезопасными и неэффективными. Отчет специалисты направили первому заместителю главы Минприроды Денису Храмову.
Согласно исследованию, предприятия будут использовать устаревшую систему трехступенчатой очистки, которая не позволяет должным образом очищать газы. В других странах на подобных предприятиях предусмотрено намного больше этапов, в ходе которых из отходов удаляют опасные примеси.
В ЕС заводы строят уже четверть века, в России эта практика пока не получила широкого распространения, отметил Борис Моргунов, директор Института экологии НИУ ВШЭ, который и проводил исследование.
Борис Моргунов директор Института экологии НИУ ВШЭ «Мы взяли за основу последние исследования, которые были проведены в Европейском союзе и легли в основу их коммюнике, которое фактически означает прекращение строительства новых заводов по термическому сжиганию твердых коммунальных отходов, ориентацию на раздельный сбор мусора и максимальное извлечение вторичных ресурсов из этого мусора. Применение технологий сжигания ЕС рекомендует только в тех случаях, когда иные технологии просто невозможны, а это, может быть, 10-15% от всего образуемого мусора. В Евросоюзе уже работает огромное количество предприятий по сжиганию, и они, естественно, не могут прекратить их работу. Поэтому там принято решение достаточно мягкое, но адекватное: прекратить строительство новых мусоросжигательных заводов, перестать их субсидировать. У нас практики строительства таких заводов практически нет, ее нецелесообразно запускать в широкий оборот».
Планируется, что заводы должны к 2022 году появиться в Солнечногорске, Ногинске, Воскресенске и Наро-Фоминске. Каждый завод, который построят в Подмосковье, будет стоить около полумиллиарда долларов, говорят эксперты. Каждое такое предприятие будет обезвреживать по 700 тысяч тонн отходов в год — больше, чем все заводы Франции, вместе взятые.
В Москве за последние десятилетия построили шесть мусоросжигательных заводов. Сегодня из них функционируют только два, однако поток отходов не сокращается. Таким образом, сжигают только 10%.
Новые предприятия не уменьшат количество мусора, а только увеличат его токсичность, уверены в НИУ ВШЭ. С коллегами согласен член сообщества экспертов России по рациональному природопользованию Лазарь Шубов.
Лазарь Шубов член сообщества экспертов России по рациональному природопользованию «Решение проблемы исключительно путем строительства мусоросжигательных заводов, как показывает анализ мировой практики, ничего не решает. В Европе, по данным Евростата, в 2005 году был 421 завод. Вдруг выяснилось, что кардинально поток отходов на захоронение не снижается. В странах ЕС, в Японии захоранивают уже менее 15%, у нас — почти 100%. Проблема решается за счет организации и создания системы селективного сбора исключительно, а не за счет сжигания. В Германии — 61 завод, во Франции — 130 мусоросжигательных заводов, причем производительность у них небольшая. Это у нас строят заводы для 700 тысяч тонн в год. При этом там вовлекаются в переработку сжигания всего 25-30% ТБО, а у нас — 100% ТБО. Японская фирма подвязалась, конечно, за это будет получен откат. Альтернатива — это комплексная технология, которая начинается с создания системы селективного сбора, потом остаток готовится к термической переработке, допустим, сжигается, а отходы — остаточное количество в 10-15% — подвергаются захоронению».
Оператор проекта по мусоросжиганию, компания «РТ-Инвест» — это «дочка» «Ростеха». Ее партнером станет японская компания Hitachi Zosen Inova, которая выступит поставщиком технологии мусоросжигания.
В «РТ-Инвесте» настаивают, что запуск новых мусоросжигательных заводов станет «главным и высокотехнологичным элементом в новой формирующейся сфере обращения с отходами». Тезисы, на которые опираются ученые из ВШЭ, вырваны из контекста, заявил заместитель гендиректора «РТ-Инвест» доктор химических наук Валерий Петросян.
Валерий Петросян заместитель гендиректора «РТ-Инвест», доктор химических наук «Когда сотрудники Высшей школы экономики ссылаются на выводы коммюнике Еврокомиссии от 26 января 2017 года, они умалчивают настоящую рекомендацию сжигания отходов. В коммюнике говорится, что заводы по термической обработке отходов неравномерно распределены по Европе. Более того, для стран с низким уровнем развития мощностей по термической обработке и высоким уровнем захоронения коммюнике предлагает создавать мощности по переработке в энергию для тех категорий отходов, которые не подлежат вовлечению во вторичный оборот. Эти рекомендации особо актуальны и для России. Сейчас в мире активно развивают термическую переработку отходов в энергию. Только швейцарско-японский холдинг Hitachi Zosen Inova строит 12 заводов в Европе, Австралии, Индии, ОАЭ и Латинской Америке. Три из них строятся в Великобритании, один — в самом Лондоне. На четырех подмосковных заводах по термической переработке отходов дымовые газы будут снижаться при температуре 1260 градусов. Такие сложные соединения, как полихролированные дибензодиоксины и дибензофураны, для простоты называемые диоксинами, распадаются при температуре 1260 градусов на составные части с образованием на выходе диоксида углерода, воды и хлористого водорода».
Получить расширенный комментарий от Минприроды Business FM на момент публикации материала не удалось.