Ошибки венчурного инвестора. Новые рынки и недооцененные риски
Лента новостей
Если у вас уже есть успешный опыт с неким продуктом, не спешите транслировать его на другие страны. Учли ли вы уровень бедности в этом регионе? А уровень бизнес-культуры?
Сегодня обсудим риски новых рынков — при попытке тиражировать свой успешный опыт с проверенной технологией или продуктом.
Часто кажется, что есть очень перспективные идеи с относительно малым риском. Хорошо знаем технологию, она отлично работает здесь, переносим ее на новый, гораздо больший по масштабу рынок и — оказываемся в дамках. Мы так делали, когда ставили платежные терминалы в Индии. Вводные были прекрасны: к этому моменту в России терминалы для платежей за сотовую связь были широко распространены, огромное число людей пользовалось этим понятным сервисом, мой друг владел сетью таких терминалов и отлично понимал, как этот бизнес работает. А в Индии использовали скретч-карты и какие-то совсем кривые технологии.
Прекрасная возможность обогатиться возникла, когда Qiwi запустила в Индии систему платежей и компании был нужен розничный оператор, который бы расставил терминалы по всей стране. Мы не упустили свой шанс, а что в итоге? Влетели.
Если кратко, то качественно другой уровень бедности и бизнес-культуры сделал использование технологии гораздо менее эффективным. С каждым новым установленным терминалом мы только наращивали убытки. Можно ли было это на входе понять? Черт его знает. Задача и инвестора, и предпринимателя — находить относительно дешевые и быстрые способы тестирования гипотез (о продукте, о рынке и так далее). Мы же, имея отличный пример в России, сразу строили достаточно крупный бизнес и потеряли деньги.