«Ростелеком» предложил модернизировать систему аэронавигации
Лента новостей
На создание новой аэронавигационной сети, которая позволит контролировать все небо России, понадобится 100 млрд рублей. Против выступают военные, поскольку обновление предполагает использование их технологий
Обновлено в 14:52
Минтранс, Минобороны и ФСБ должны в ближайшее время договориться, как создать в России новую систему аэронавигации, сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники. Модернизировать сеть предложили в «Ростелекоме».
Генеральный директор компании Михаил Осеевский заявил, что для контроля над гражданской авиацией сейчас используют устаревшие локаторы, которые имеют охват только на территории аэропортов и на основных транспортных маршрутах. «Ростелеком» же может создать систему широкозонного наблюдения, которая позволит контролировать все небо страны.
В этом компании поможет предприятие «Цифровые радиотехнические системы», с которым «Ростелеком» уже создал специальную компанию для производства систем аэронаблюдения. «Ростелеком» оценивает реализацию проекта в 100 млрд рублей, однако вице-премьер Максим Акимов назвал сумму в 400 млрд рублей.
Пока не определен подрядчик и фронт работы, говорить о деньгах рано, отметил независимый аналитик Дмитрий Адамидов.
Дмитрий Адамидов независимый аналитик «Вопрос в том, насколько это должно быть широко, и насколько система должна охватывать все возможные активности. Разброс в суммах основан на том, будем ли мы развивать малую авиацию, будем ли мы армию авиационно обеспечивать, и если будем, в каких регионах. По большому счету, аэронавигация напрямую связана с расселением людей. Если мы ведем вопрос к тому, что мы все население в крупных городах концентрируем и, по сути, деревни и маленькие поселки убиваем, тогда можно там не строить. Если мы все-таки исходим из того, что должны как-то территории осваиваться, значит, надо строить. Дело в том, что сейчас идет политическая борьба, кто все-таки будет главный здесь: «Ростелеком», Минобороны со своими подрядчиками или «Ростех». У каждого свой проект, у каждого своего видение, и цифры, конечно, гуляют. Подсчеты эти все довольно приблизительные, никто толком не считал. Пусть сначала политическое решение состоится. Это можно сравнить с дорожным строительством в середине нулевых, когда боролись ВСМ и «Автодор». «Автодор» победил, хотя всем казалось, что у железной дороги очень хорошие шансы, но на поверку оказалось не так».
Предложение поддержали премьер-министр Дмитрий Медведев и Минтранспорта. В Минобороны предложение приняли в штыки, поскольку такие же технологии уже используют российские военные.
Может ли модернизация навредить безопасности? Комментирует ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.
Федор Борисов ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Это, в принципе, неправильно, поскольку нынешняя система обеспечивает определенный приемлемый уровень безопасности. Однако требования растут, и нужно этот уровень безопасности повышать. Во-вторых, здесь вопрос не только безопасности, но и эффективности, поскольку это вопрос развития сервисов, увеличения мощности системы. Сейчас есть локатор, который надежен, который понятен, но, тем не менее, это уже, по большой степени, вчерашний день. Система МПСН дает на данный момент точную информацию о положении воздушного судна, позволяет отслеживать ситуацию на аэродроме и обмениваться данными с самолетом. Система постепенно внедряется в мире. Есть страны, которые полностью перешли на МПСН. Например, наши соседи в Финляндии: у них объемы покрытия практически 100%. Есть примеры развития, в том числе российских технологий: так, российская компания, устанавливала системы МПСН на Кубе, и отзывы о ней самые высокие. Сейчас эта же система внедряется и в самой России: в Петербурге, в Минеральных Водах. Уже работает в аэропортах. Поэтому ее развитие будет очень важно, в том числе и с точки зрения интеграции беспилотных систем. По сути, создание поля МПСН позволит в будущем и интегрировать беспилотники, и обеспечить их безопасное сосуществование с пилотируемой авиацией».
На этапе обсуждения проекта у «Ростелекома» появились уже два конкурента. Систему может разработать «Алмаз-Антей» — единственный на сегодня поставщик оборудования для безопасности аэронавигации. Эксперты при этом считают, что Минтранспорта может отдать этот проект «Ростеху».