16+
Пятница, 22 ноября 2024
  • BRENT $ 74.45 / ₽ 7496
  • RTS817.85
28 июня 2019, 19:45 Право
Актуальная тема: Дело «Рольфа»

Дело «Рольфа»: за что зацепилось следствие?

Лента новостей

Чем следствие заинтересовала сделка пятилетней давности? Суд отправил под домашний арест директора департамента развития автодилера Анатолия Кайро. Ему уже предъявлено обвинение в подлоге в валютных операциях

Фото: Антон Ваганов/ТАСС

По версии следствия, схема выглядела так: в феврале 2014 года основатель автодилера «Рольф» Сергей Петров перечислил 4 миллиарда рублей на счета своего кипрского офшора «Панабел лимитед». Для этого был изготовлен подложный договор купли-продажи о приобретении почти 2 тысяч акций «Рольф Эстейт». Деньги перечислял подконтрольный Петрову московский банк.

По базе данных СПАРК, чистые активы «Рольф Эстейт» по итогам 2013 года составляли чуть более 4 миллиардов рублей. А уже в феврале за эту сумму проводится сделка. Следствие отчего-то решило, что стоимость пакета акций была многократно завышена. Продолжает исполнительный директор VSK group Максим Тищенко.

Максим Тищенко исполнительный директор VSK group «Ничто не мешало «Рольфу» головному опираться на чистые активы «Рольф Эстейт». Так как для акционеров эта сделка носила больше технический характер — они, скорее всего, приняли именно в расчет чистых активов — то есть, практически, это было близко к стопроцентному пакету акций, и он был реализован. Мое личное мнение — вряд ли что-то было завышено (стоимость компании), если мы говорим о том, что только чистые активы — 4,2 миллиарда — баланс. Рыночная стоимость чистых активов — практически всегда выше, чем балансовая стоимость. Потому что, обычно, то, что отражается в балансе, — это несколько заниженный показатель. Тем более, если оценка была независимой, а я думаю, следствие — скорее всего, уже изъяло эти документы и будет их внимательно изучать. Скоро мы узнаем, кто что делал. Но я думаю, скорее всего, там, говорю, никакого завышения не было — как бы там ни занижение какое-то было. А акции большого «Рольфа» на ММВБ присутствовали. И присутствуют. Акции «Рольф Эстейта» — нигде не присутствуют, нигде не котируются, потому что это ЗАО. Скорее всего, там, конечно, были какие-то миноритарные акционеры, топ-менеджмент «Рольфа», которые были под контролем Петрова. Поругались там, не договорились, еще что-то. Кто-то реально хочет ему просто-напросто насолить».

Акционерная структура «Рольфа» выглядит следующим образом: «Кэлмко Трастис Лимитед» — кипрский траст, действующий в интересах семьи Петровых, его доля — 98% акций в кипрской «Деланс Лимитед». «Деланс» — это уже материнская структура группы «Рольф». Сегодня это крупнейший автодилер в России, является дилером 22 автомобильных брендов. Компания занимает 11% рынка по выручке — в прошлом году она составила 230 миллиардов рублей, чистая прибыль — чуть более 6 миллиардов рублей.

Четверо фигурантов проходят по статье о подлоге в валютных операциях. Полностью она звучит так: «совершение валютных операций по переводу денежных средств в особо крупном размере на банковский счет нерезидента с представлением заведомо подложных документов». Эта статья существует в Уголовном Кодексе с 2013 года. Первое время по ней не было практики, потом следователи ее наработали. Причем, как говорят эксперты, по сути своей — статья совершенно нелогична и очень удобна для давления на неугодный бизнес. Мнение управляющего партнера адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александра Забейды.

Александр Забейда управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «Между предпринимателями в Российской Федерации запрещены расчеты в иностранной валюте. А валютный контроль — он и служит для того, чтобы проверять, на основании чего те или иные денежные средства переводятся на зарубежные счета. Это такая новая силовая дубина современности, которая, в последнее время, применяется, я бы сказал, повсеместно. А в большинстве развитых стран такие действия преступлением не являются. Если деньги не похищены, если ущерб никому не причинен, если все налоги уплачены — кому какая разница, кому и как переводит деньги предприниматель? Это его личное дело. Устанавливать за такие действия наказания от 5 до 10 лет лишения свободы — на мой взгляд, это, конечно, чересчур. Наверное, за это должна быть некая финансовая ответственность, в виде административного штрафа. А произвольная трактовка положений данной статьи — она позволяет следствию, по сути, вмешиваться в предпринимательскую деятельность, оценивать по своему усмотрению те или иные сделки. Причем, это делается часто спустя значительный промежуток времени. И, по сути, они переводят обычные гражданско-правовые отношения в рамки уголовно-правовых».

Ни о каком похищении средств в деле «Рольфа» речи не идет. Поэтому и пострадавших как таковых нет. Вдобавок, когда офшорному холдингу продают акции аффилированной компании за границу — это не криминал сам по себе.

Принципиальный момент — в оценке стоимости сделки. Для этого у следствия есть свои оценщики, суждения которых, по мнению экспертов, часто далеки от рыночных реалий. Сам Сергей Петров во всех интервью заявлял, что оценка стоимости была «полностью независимая» и сомнений вызывать не должна. А итогом этого противостояния суждений может стать уголовный срок человеку, который не успел вовремя уехать за границу.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию