Дело Петрова: может ли ему грозить экстрадиция из Австрии?
Лента новостей
На владельца автодилера «Рольф» завели уголовное дело о подлоге в валютных операциях. По данным СК, он присвоил 4 млрд рублей
Обыски в центральных офисах автодилера «Рольф» начались в 9 утра. Работа не прерывалась, но была затруднена: оперативники проверяли компьютеры и документы. Во время обысков Business FM связалась с основателем «Рольфа» Сергеем Петровым. Он рассказал, с чем может быть связан интерес к делам автодилера.
— Причину, честно говоря, сам до конца не знаю. Какая-то сделка 2014 года. Всегда можно найти какую-нибудь сделку, к которой можно придраться. Мы считаем, была совершенно законная независимая оценка, это покупка на Кипре какой-то компании, когда какие-то части акций сама компания внутри себя покупала.
— Вы упоминали, что это, возможно, рейдерский захват.
— Да, я упоминал это как комбинацию, потому что одновременно идут постоянные звонки с предложением продать «за очень дешево». Это явно может быть комбинацией, когда кто-то решает свои какие-то политические или «палочные» задачи.
Глава «Рольфа» добавил, что будет обращаться в прокуратуру и к бизнес-омбудсмену Борису Титову. Он считает, что силовики «оказывают на него давление в чьих-то интересах».
Схема в глазах следствия выглядит так: в 2014 году Сергей Петров перечислил 4 млрд рублей от автодилера «Рольф» на счета своего кипрского офшора «Панабел лимитед». Для этого его соучастники изготовили подложный договор купли-продажи о приобретении акций «Рольф Эстейт». Их стоимость была многократно завышена, а деньги перечислял подконтрольный Петрову московский банк. Его название не уточняется.
Широкую огласку перевода денег за границу с помощью купли-продажи ценных бумаг получила история с Deutsche Bank в 2017 году. Тогда клиенты немецкого банка могли скупать ценные бумаги за рубли в Москве и оперативно сбывать их в иностранной валюте через отделение банка в Лондоне — там же оставляя деньги. За реализацию этой схемы для своих клиентов на сумму 10 млрд долларов банк заплатил штраф в 425 млн долларов.
В данном случае схема иная — аффилированные компании Сергея Петрова покупали и продавали свои же акции, но деньги в ходе этих сделок переводились за рубеж. Это теперь и предъявляется в качестве преступления.
Все эти схемы из категории «от своих — к своим», говорит директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк.
Эдуард Савуляк директор московского офиса компании Tax Consulting UK «Страшным словом называется схема, на самом деле мы говорим о том, что одна компания покупает за другую активы. Когда покупка производилась «Рольфом», они оценили это в 4 млрд. Соответственно, Следственный комитет оценили в гораздо меньшую сумму. Это само по себе и есть уголовное дело. Можно говорить о том, что они должны с разницы, которую заплатили, заплатить налог на прибыль. Заплатили не государственные деньги, не каких-то там вкладчиков, не убежали, а заплатили свои деньги, по сути, чуть ли не своей же компании. Из одного кармана переложили в другой. Такое впечатление, что какие-то злобные рейдеры нащупали для себя новую возможность отъема бизнеса, как обычно, через правоохранительные органы. Конечно, такие структуры имеют абсолютно любые крупные российские предприниматели. Это мировой способ, абсолютно у любой крупной компании в мире есть зарубежные холдинги».
«Рольф» сегодня — самый крупный автодилер России, выручка в прошлом году составила почти 230 млрд рублей. Состояние Сергея Петрова Forbes оценивает в 900 млн долларов. На 2019 год «Рольф» принадлежит кипрскому трасту, бенефициаром которого является сын Петрова Александр. В базе данных СПАРК упоминаются три кипрские организации, связанные с Рольфом: «Велдом», «Деланс» и «Панабел лимитед». При этом на сегодняшний день в списке совладельцев «Рольф» значится только «Деланс лимитед». Чехарда с именами тянулась с 2009 года, последнее изменение в структуре произошло в 2017 году.
Вывод 4 млрд рублей, как утверждает следствие, состоялся в 2014 году, в канун глубокой девальвации рубля. С тех пор Петров живет в Австрии вместе с семьей. За рубежом от статьи «подлог в валютных операциях» можно спокойно скрыться, говорит адвокат, управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» Александр Забейда.
Александр Забейда управляющий партнер адвокатского бюро «Забейда и партнеры» «Данная статья в Уголовном кодексе существует не так давно, примерно с 2013 года. Первые год-два по ней не было практики вообще, но потом следователи ее наработали, поэтому сейчас статья весьма распространена. Она относится к категории тяжких преступлений и предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет. Однако я не думаю, что по этой статье что-то грозит подозреваемому, если он находится за пределами РФ. В большинстве развитых стран эти действия вообще не считаются преступлением, в связи с чем вероятность того, что Интерпол включится в работу и объявят в международный розыск, крайне незначительна».
Российские органы могут копнуть глубже, чтобы задействовать чужую юрисдикцию, отмечает председатель правления Московского юридического агентства Алексей Линецкий.
Алексей Линецкий председатель правления Московского юридического агентства «Могут быть какие-то дополнительные составы, ну, например, уклонение от уплаты налогов, или это была скрытая выплата дивидендов. То есть если состав отправки денег за границу — он достаточно такой специфический для России, то другие составы могут быть преследуемы и в других юрисдикциях. На сегодняшний момент такие составы в отношении российских бизнесменов достаточно популярны. Банки достаточно оперативно блокируют счета, если будет предъявлено, допустим, в Австрии или на Кипре обвинение в том, что деньги добыты незаконным путем. В некоторых юрисдикциях существует даже такая практика, как конфискация подобных средств».
Самого Сергея Петрова в Россию пока не тянет. Журналистам «Ведомостей» он сообщил, что «не собирается возвращаться туда, где что-нибудь могут пришить».