Политика вылилась в помойку. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
«Мусор стал острейшей политической проблемой. Причем общероссийской. У власти нет решения проблемы в краткосрочном плане. А популярного, устраивающего всех решения нет в принципе. И это неприятная ситуация», — считает политолог
Верховный суд должен рассмотреть вопрос о правомерности проведения референдума в Архангельской области. Местные жители протестуют против планов строительства мусоросортировочного комплекса для отходов из Москвы на станции Шиес в Ленском районе.
Протестующие подали в облизбирком несколько заявок на проведение регионального референдума о запрете импорта отходов в Архангельскую область. Лишь с пятой попытки инициатива проведения референдума была зарегистрирована в феврале текущего года. Однако депутаты областного собрания сочли, что предложенный для него вопрос «Вы за то, чтобы запретить ввоз на территорию Архангельской области отходов потребления и производства из других субъектов Российской Федерации с целью их дальнейшего обращения (сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение) на территории Архангельской области, за исключением случаев транспортировки вторичного сырья на объекты промышленности для их переработки?» не входит в компетенцию местных властей.
Отказ в проведении референдума был обжалован в областном суде, который признал требования антимусорных активистов законными. В прошлом месяце губернатор области Игорь Орлов обратился в Верховный суд с апелляцией на это решение. Какова значимость предстоящего решения?
Соглашение между Москвой и Архангельской областью о вывозе в регион столичного мусора было заключено в прошлом году. Планировалось захоронить на территории Ленского района 10 млн тонн брикетированных бытовых отходов. Строительство так называемого экотехнопарка «Шиес» оценивалось в 10,5 млрд рублей. Проект сулил дополнительные вливания в небогатый региональный бюджет и новые рабочие места в количестве 500 штук, был рассчитан на 20 лет. Получается примерно 20 млн рублей за рабочее место. В течение этих 20 лет по 500 тысяч тонн московского мусора будут ежегодно отправляться эшелонами в район Шиеса, где его будут брикетировать и заворачивать в целлофан. Эти технологии были разработаны в 70-х годах прошлого века.
На протяжении всех последних месяцев архангелогородцы регулярно выходят на митинги протеста, собирающие небывалые для северной области тысячи участников. Практически нет сомнений, что в случае проведения референдума подавляющее большинство скажет «нет» московскому мусору. По оценкам местных активистов, более 96% жителей региона категорически против строительства полигона в Шиесе, а 82% — против строительства даже межмуниципальных полигонов. Местных жителей не успокаивает даже то, что мусорный полигон будет расположен не ближе 20 километров от ближайшего жилья.
Вокруг мусорной темы в России вообще много домыслов и страхов, адекватного информирования населения по этой теме нет, а рассказы о том, что, дескать, в Европе прекрасно работают мусоросжигательные заводы прямо в городах, никого не убеждают. Люди боятся, что у нас сэкономят на установке современных фильтров, а деньги разворуют.
При этом ежегодные 500 тысяч тонн мусора из Москвы — это лишь малая часть отходов жизнедеятельности Московского региона с населением около 20 млн человек, который производит примерно пятую часть всего российского мусора в объеме около 12 млн тонн в год. 10 млн тонн размещаются непосредственно в Московской области на свалках. С 2013 года коммунальный мусор прекратили принимать 24 полигона области из 39. Летом 2017 года была закрыта крупнейшая свалка «Кучино» в Балашихе, после того как жители пожаловались Путину и тот велел ее закрыть. Мусорный поток перетек на оставшиеся 15 полигонов, что вызвало протесты уже других жителей. На сегодня быстрого решения проблемы в Московском регионе нет. Первые четыре мусоросжигательных завода появятся лишь в 2022 году. Однако и эти планы встречают протесты активистов. Например, в Солнечногорске, где уже выделены земли для строительства такого завода.
Мусор стал острейшей политической проблемой. Причем общероссийской. Свидетельство тому — сразу несколько записей коллективного обращения для «Прямой линии» с президентом, который тему мусорной реформы затронул. Однако было видно, что у власти нет решения проблемы в краткосрочном плане. А популярного, устраивающего всех решения нет в принципе. И это неприятная ситуация.
Сказать, что мусорная проблема запущенна, в том числе в Москве — это не сказать ничего. Из 12 млн тонн отходов Московского региона на свалках оказывается 90%, перерабатывается лишь 4% и только 8% мусора сортируется. Это уровень страны третьего мира. Вокруг столицы уже свалено более 120 млн тонн отходов. Появляется все больше нелегальных свалок, поскольку легальные все переполнены.
Весной Владимир Путин призвал решать вопрос строительства мусорных полигонов с учетом мнения жителей мест, рядом с которыми они строятся. По его словам, Москва «зарастать мусором» не может, но власти должны следить и за тем, чтобы не создавать проблем в других регионах. И вот теперь Верховному суду предстоит принять соломоново решение, которое, возможно, будет носить прецедентный характер. Жители других регионов тоже не захотят принимать у себя мусор из «заевшейся» Москвы. И это грозит столичному региону уже экологической катастрофой, а регионам — всплеском протестной экологической активности.
Кто бы мог подумать еще пару лет назад, что российская политическая стабильность может быть похоронена на обычной зловонной свалке.