Плацкарт может подорожать?
Лента новостей
ФАС предлагает субсидировать не конкретные типы вагонов — плацкартные и общие, а социально значимые маршруты, сообщает газета «Коммерсантъ»
Лоукост-перевозки на железной дороге могут подорожать. Антимонопольная служба предлагает отменить субсидирование поездок в плацкартных и общих вагонах. Как отмечает газета «Коммерсантъ», такие перевозки считаются убыточными. Разницу между экономически обоснованными и фактическими тарифами компенсирует государство.
Однако РЖД устанавливают цены без учета спроса. Как следствие, пассажирооборот снижается, билеты в плацкартные вагоны остаются нераспроданными. Об этом глава ФАС Игорь Артемьев написал вице-премьеру Максиму Акимову. В ФАС предлагают изменить подход к тарифообразованию и субсидировать не проезд в конкретных типах вагонов, а социально значимые маршруты.
Руководитель исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов считает, что плацкартные вагоны, наоборот, очень востребованы, а субсидирование конкретных направлений приведет к тому, что цены на билеты будут сопоставимы с СВ.
Алексей Безбородов генеральный директор исследовательского агентства Infranews «В ФАС, как всегда, фантазируют. Те, кто пользуется плацкартными вагонами, априори люди, социально не защищенные или с маленькими доходами, либо пенсионеры и так далее. Если говорить о выделении каких-либо социальных направлений, значит, у нас социальная география будет? Мы будем говорить, что ехать из Воркуты в Сочи — это социально, а ехать из Архангельска в Сочи — это не социально или что? Здесь получается какая-то каша. Если срочно вводить рыночную ситуацию или динамичное ценообразование, мы будем иметь летом плацкарты дороже, скажем, СВ. Какой смысл в этом?»
В предложении ФАС есть допущение, которым могут воспользоваться пассажиры. Например, на маршруте Москва — Калининград поезд идет через Вильнюс, и если поездки в российский регион субсидируются, то билет в литовскую столицу будет стоить «по полной». Однако пассажир может взять билет до первой станции в Калининградской области, и это ему будет стоить гораздо дешевле.
Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков полагает, что РЖД нужно немного изменить подход к ценообразованию в плацкартных вагонах.
Кирилл Янков председатель Союза пассажиров России «Предложение ФАС на самом деле не о повышении, а о том, чтобы перестать регулировать плацкартные общие вагоны по всей сети, регулировать их только на отдельных социально значимых маршрутах. Это уже не в первый раз. Наверное, это правильный путь на тех направлениях, где есть существенная конкуренция с другими видами транспорта, прежде всего с автобусом. Тут есть естественная верхняя планка — не повысит железная дорогая стоимость проезда существенно выше, чем берут автобусные перевозчики. А среди автобусных перевозчиков сильно повышать не позволяет конкуренция. Но тут есть и другая история, которая заключается в том, что автобусные перевозчики практически не платят за использование автодороги, они платят чуть-чуть акциз на топливо, но в целом автомобильные дороги содержатся за счет бюджета. А вот железная дорогая — рельсы, шпалы, станции — не содержится за счет бюджета, нет такой бюджетной статьи. Поэтому железнодорожный перевозчик несет расходы на содержание всей дороги, чего не несет автобусный перевозчик. А с другой стороны, железнодорожные перевозки являются наиболее безопасным и экологичным видом перевозок. Поэтому государство заинтересовано в том, чтобы люди больше ездили поездом, а не автобусом, поэтому в большинстве развитых стран мира железная дорога дотируется государством, даже в таких рыночных странах, как США».
По новой схеме государство готово выделять субсидии на сумму 8,5 млрд рублей в год, отмечает «Ъ».