Обнаружены считавшиеся ранее утраченными документы одного из лагерей ГУЛАГа
Лента новостей
Речь о более чем 10 тысячах страниц архива Свирьского исправительно-трудового лагеря, который находился в Ленинградской области
Документы обнаружили в фондах Выборгского областного архива, сообщает «Коммерсантъ». Краевед, публицист и член Общественной палаты Ленинградской области Петр Васильев, изучающий историю Свирьлага, рассказал изданию, что до этого ему в архивах говорили, «что у них ничего нет по Свирьлагу». Но когда поступил запрос из областного правительства, сотрудники архива ответили — «да, есть». Примечательно, что данные документы были рассекречены еще в 1961 году.
Свирьский исправительно-трудовой лагерь был организован осенью 1931 года на базе лесозаготовок Соловецкого лагеря и располагался вдоль реги Свирь. К началу 1932 года в лагере уже находились около 50 тысяч человек. Зэки валили лес, работали на деревообрабатывающем комбинате и на строительстве Нижне-Свирской ГЭС.
Большинство заключенных Свирьлага были приговорены к десяти годам. Архив раскрывает подробности жизни колонии: в нем списки узников, их переписка с родными, данные о болезнях, сведения о сотрудниках, доносы и т. п.
14 июня 1936 года бригадир Хомяков написал такой отчет о травме, полученной одним из работников колонии: «Была завалена елка, у которой была вершина в пружинном состоянии. Яковлев по своей неосторожности стал подрубать верхушку, которая спружинила и нанесла удар по лбу, просекла лоб до крови. Рабочий Яковлев сразу же направлен в амбулаторию».
В бараке №6 некий Александр К. в 1933м году сообщил, что шесть человек готовят попытку побега. Начальство лагеря напротив фамилий в списке сделало пометки карандашом: «проверить» и «ожидали».
Проверка Свирьлага в 1935 году показала, что его существование нерентабельно: из-за истощения почти половина заключенных не могла работать на лесозаготовках. В 1937 году, перед предполагаемым закрытием лагеря, в нем осталось менее половины от первоначальной численности заключенных — немногим более 20 тысяч.
Руководитель центра документации Государственного исторического музея ГУЛАГа Александр Макеев назвал уникальной найденную часть архива Свирьлага.
— «СвирьЛАГ» — это один из первых лагерей ГУЛАГа, он существовал в Ленинградской области, и о нем было очень мало что известно. Считалось, что все, что связано с этим лагерем, уже недоступно для исследования, потому что архив непонятно где находится и есть ли он вообще, не было никакой информации об этом. И, как выяснилось, этот архив находился в Выборгском отделении архива Ленинградской области, лежал там до сих пор не обработанный. На наш взгляд, это имеет огромную ценность, потому что помимо каких-то административных документов, в этом архиве достаточно много информации о людях, которые там находились. Из своего опыта могу сказать, что информации о лагерях очень мало, как именно происходила эта лагерная жизнь внутренняя, мало информации о том, где именно человек находился. Потому что, если мы берем следственные дела, то далеко не во всех делах указано, куда человек отправлен. Проследить передвижение человека внутри лагеря, между лагерями — это уникально. К нам часто обращаются люди, у которых есть информация, что их родственники были в «СвирьЛАГе», но помочь до этого мы ничем не могли.
— Сколько по срокам оцифровка, изучение материалов будет происходить?
— Сложный вопрос. Во-первых, это касается финансирования, потому что у каждого архива есть определенный свой прайс-лист на услуги, и, как я понял, вопрос здесь идет, посчитано по количеству листов документов, это примерно 400 тысяч рублей. Насколько я знаю, мы сейчас, наверно, со стороны музея будем прорабатывать этот вопрос, потому что нам интересен этот корпус документов, может быть, мы найдем финансирование и предложим свои услуги в этом отношении.
В комитете местного самоуправления Ленобласти уже сообщили о планах издать книгу об истории Свирьлага на основе обнаруженных документов уже в следующем году.