«Дружба» будет грязной до середины августа
Лента новостей
Об этом заявили в Белоруссии, имея в виду свой участок трубы. Тем временем стало известно, что в трубопровод снова попала грязная нефть. Что опять с ней происходит?
Если верить Минску, то история будет тянуться еще долго. Белорусский участок полностью очистят от грязной нефти только через два месяца. Да и то не факт. По двум причинам. Во-первых, о том, что все проблемы буду решены в считанные дни, в России сообщали еще в апреле, то есть два месяца назад. А, во-вторых, в трубу снова попала грязная нефть. На польском приемном пункте содержание хлорорганики в шесть раз превысило российский норматив по ГОСТу, сообщил РБК. А если взять европейские нормы, то превышение в десятки раз. Прокачку остановили, но через несколько часов возобновили. И все равно странно. Раньше «Транснефть» проверяла поступающую в трубу нефть на хлор раз в десять дней. Теперь, по идее, это делать нужно куда чаще. Тем более есть экспресс-тесты, говорит доктор химических наук Вадим Мальцев.
Вадим Мальцев доктор химических наук «Это можно [сделать] быстро и очень несложно. Значит, на каком-то этапе контроль утерян. И даже вот эти неприятные события международные — они почему-то не могли воздействовать на тех, кто допустил это безобразие. Почему — не знаю. Возможно, там ссора между какими-то субъектами нефтяной промышленности. Это возможно, потому что те, кто занимается нефтью, — это люди лихие. Я вам мягко сказал. Более жестко сказать не могу, потому что вы записываете».
На самом деле, это не первый спор из-за качества нефти. Правда, предыдущий был в первую очередь финансовым. Речь шла о сырье «Роснефти», которая идет через Казахстан в Китай. «Транснефть» пускала ее с крюком через Уфу, чтобы там смешать с местной нефтью, в которой много серы. И за это же, как возмущались в «Роснефти», пришлось больше платить за прокачку.
Хотя по поводу серы нефтяники и «Транснефть» спорят постоянно. Например, однажды в трубопроводной компании обвинили производителей в том, что они «засеривают» нефть. Но нынешний случай просто вопиющий. Например, в мае The Bell писал, что нашу грязную нефть отказались покупать французская Total и итальянская Eni. «Это вообще не нефть», — прокомментировал тогда источник. С той публикации прошел месяц. О том, что происходит сейчас, говорит директор Фонда прогрессивной политики Олег Бондаренко.
Олег Бондаренко директор Фонда прогрессивной политики «На данный момент из четырех веток нефтепровода «Дружба» функционирует только одна. Никто не говорит, когда могут быть запущены остальные и как решать проблему с огромными объемами грязной нефти. Что теперь с ней делать — малопонятно. Гнать реверсом в Новороссийск очень дорого и долго, сейчас реверс составил порядка 10%, только лишь от запланированного. И это просто, на самом деле, какой-то сюр. В тот момент, когда «Транснефть» должна осуществлять тотальный контроль, уже после случившейся аварии, опять в Польшу направляется грязная нефть. Что это, опять диверсия?».
Кстати, по поводу диверсантов. Они, вообще-то, уже сидят в СИЗО. А один, главный диверсант, уехал за границу. «Транснефть», правда, заявила, что новое загрязнение на границе с Польшей произошло по вине Белоруссии. В Минске, естественно, заявили, что это мы продолжаем поставлять грязную нефть. Но можно вспомнить интервью «Коммерсанту» вице-президента «Транснефти» Сергея Андронова. Он говорил о планах смешивать в Польше грязную нефть с чистой. Или, простите за слово, это еще называется «компаундирование».
Но пока компания будет ее компаундировать, Россию могут ждать новые убытки. О них уже можно иметь некое представление. В «Транснефти» заявляли, что всего в трубу ушло 3 млн тонн грязной нефти. В переводе на деньги это больше миллиарда долларов. Но сколько в итоге Россия заплатит за этот, как недавно выразился Антон Силуанов, «косяк» — подсчитать еще предстоит. Пока все как в абсурдистской пьесе Ионеско: «Как поживает лысая певица? — Ее прическа не изменилась».