Что вызывает сомнение в выводах следователей по делу о сбитом над Донбассом Boeing?
Лента новостей
Объединенная следственная группа назвала первых «виновников катастрофы». До конца года им будут предъявлены обвинения в убийстве, а судебный процесс должен начаться в марте будущего года
Игорь «Стрелок» Гиркин — бывший полковник ФСБ, на момент катастрофы министр обороны ДНР — следователи дают должность в кавычках, видимо подчеркивая самопровозглашенность республик Донбасса. Сергей «Хмурый» Дубинский — возглавлял разведку ДНР, а ранее, по данным голландских следователей, служил в ГРУ. Его заместитель Олег «Гюрза» Пулатов — тоже якобы экс-сотрудник ГРУ. И единственный украинец в списке будущих «обвиняемых в убийстве почти 300 человек» — Леонид «Крот» Харченко, человек без военного прошлого, якобы руководил подразделением в прямом подчинении у Дубинского.
Все они, по данным Объединенной следственной группы или JIT, «сформировали цепь, которая связывала Российскую Федерацию с самопровозглашенной ДНР». При этом привлекает внимание, что в списке нет ни одного действующего российского военнослужащего, говорит главный редактор Carnegie.ru Александр Баунов.
Александр Баунов главный редактор Carnegie.ru «Думаю, что, например, Нидерланды и Австралия, и тем более Малайзия, заинтересованы в том, чтобы не превращать это в суд над Россией. И именно их надежда на правосудие состоит в том, что это будет суд над конкретными лицами. Естественно, для всех политически заинтересованных участников это будет повод для того, чтобы еще раз развернуть это дело как суд над Кремлем, над российскими вооруженными силами и так далее. Но мне кажется, что обвинители хотели бы видеть конкретный процесс. И мы видим, что они в свой обвинительный шорт-лист не включили действующих российских военных. Там только бывшие российские военные, сепаратисты — никаких командующих дивизиями, расчетами».
Этому был посвящен один из вопросов, заданных на пресс-конференции. Следователи ответили, что у них пока недостаточно доказательств, чтобы указать на конкретных виновников — как исполнителей, так и отдавших соответствующие приказы — со стороны российской армии; но список подозреваемых и обвиняемых может быть расширен позднее.
При этом конкретных и неопровержимых доказательств причастности названных россиян и украинца представлено тоже не было. На конференции транслировались фрагменты роликов с голосами, похожими на Стрелкова-Гиркина, на других подозреваемых и даже на Владислава Суркова — однако это были, скорее, иллюстрации для журналистов и зрителей трансляции. Более подробные материалы следствия должны быть опубликованы позднее, а полный пакет доказательств будет передан суду в конце года.
По поводу реакции Москвы не нужно было даже гадать — «безосновательные обвинения», «не можем признать выводы группы следователей, в которой не была представлена Россия». Чем закончится противостояние, рассуждает доцент кафедры международного права МГИМО Илья Рачков.
Илья Рачков доцент кафедры международного права МГИМО «Практика такова, что либо государство признает, что оно это совершило, признает некую ошибку, добровольно выплачивает компенсацию пострадавшим и родственникам погибших, либо государство долго-долго упирается, но потом в итоге все равно вынуждено открыть архивы, признать свою вину, просто потому что иначе оно попадает в некую изоляцию. Оно становится таким двоечником и хулиганом в классе, который всех бьет, и потом ему просто устраивают темную или бойкот, и государство становится своего рода парией».
JIT заявила о российской принадлежности «Бука» и назвала место запуска ракеты еще в 2016 году — на основании, как утверждалось, «показаний десятков свидетелей передвижений ЗРК и анализа 150 тысяч перехваченных телефонных звонков и 5 миллиардов интернет-страниц». Позднее, в прошлом году, JIT назвала конкретную 53-ю зенитную ракетную бригаду армии России, к которой якобы принадлежал «Бук» и его расчет — также ссылаясь на прослушку и соцсети.
Теперь названы первые имена подозреваемых — причем именно людей из руководства ДНР, а не членов экипажа «Бука» или командования российской армии. Кроме того, практически не были предъявлены конкретные доказательства причастности этих людей.
Дальнейший ход расследования можно предугадать по запросам о свидетельских показаниях, размещенных на сайте голландской полиции. Во-первых, следствие ищет данные по составу экипажа «Бука» — перебежчикам из числа повстанцев даже обещают за это смягчение наказания на Украине. Во-вторых, JIT надеется установить участников вертикали командования внутри российских вооруженных сил, причастных к предполагаемой отправке ЗРК в Донбасс.