Особенности госзакупок в России
Лента новостей
История о том, как подрядчик сначала не хотел участвовать в конкурсе, потом его уговорили, а потом оштрафовали на десятки миллионов
Все началось прошлым летом. Якутскому аэропорту понадобилась реконструкция перрона. Заказчик объявил конкурс, выставив цену в 64 миллиона рублей. Но никто на госзаказ не польстился. Осенью снова объявили конкурс. И на этот раз нашелся единственный поставщик. Одна из московских компаний, работающая по всей стране. В конце октября заключили контракт. Но выполнить его подрядчик не смог. Реконструкцию нужно было провести за 45 дней. А тут, как всегда неожиданно в России, особенно в Якутии — наступила зима. В 30-градусные морозы такие работы проводить нельзя. Почему же согласились, спросили мы у представителя строительной компании?
— Вы заведомо тогда согласились начинать работы осенью, когда уже грянули заморозки и уже все?
— Ну, думали, повезет, может быть, с погодой и так далее. Понимаете? Все-таки это октябрь, там еще могли стоять плюсовые температуры. Зима наступила какая-то внезапная.
А дальше самое интересное. Контрактом заинтересовалась прокуратура. Еще бы. На стратегическом объекте не выполнены работы за 64 миллиона. Дальше дело ушло в суд. И он оштрафовал подрядчика на половину суммы контракта. То есть на 32 миллиона рублей. Кстати, еще сжалился: по закону мог оштрафовать и на полную сумму контракта, на две и даже на три суммы.
Нам история показалась несколько странной. И мы спросили у подрядчика, а почему же они не заинтересовались госзаказом летом, когда можно было без проблем все сделать и получить деньги? Оказывается, решили, что денег мало.
— Ой, ну понимаете, там экономика не очень хорошая на самом деле. Мы приняли решение, что нам это не надо на тот момент. Ближе к зиме, да, ну, как бы, вошли в положение аэропорта. Там надо перрон был вводить, поэтому нехотя, скажем так, уговорили нас поучаствовать.
— А кто уговорил?
— Ой, ну меня никто не уговаривал, у меня есть руководство, которое да... Кто-то уговорил руководство.
— Там цена не менялась?
— Нет, цена не менялась.
— Вот, как вы говорите, экономика не очень хорошая, то есть, цена не сильно привлекательная?
— Да, да.
Мы связались и с заказчиком — это ФГУП «Администрация гражданских аэропортов». В ответе на наш запрос предприятие письменно сообщило, что в апреле, когда в Якутии установилась плюсовая температура, подрядчику передали разрешение на строительство. И, главное, реконструкция перрона началась.
«В настоящее время в аэропорту «Якутск» возобновлены строительно-монтажные работы — по состоянию на вторую половину мая 2019 года выполнены работы по устройству нижнего слоя цементно-бетонного покрытия. Претензии к подрядчику по настоящему Государственному контракту Предприятие на данный момент не выдвигало».
Счастливому финалу в этой истории мешает штраф в 32 миллиона рублей. Подрядчик сейчас бьется за деньги в апелляции.
Мораль здесь вывести сложно. Не хотели строить, уговорили, согласились, началась зима, попали на десятки миллионов. Просто одна из особенностей госзакупок в России. Бизнес-климат и просто климат.