Валютный курс в Турции — тема опасная
Лента новостей
Прокуратура Турции предъявила двум сотрудникам Bloomberg обвинение в «попытке подорвать экономическую стабильность» в стране
Турецкая прокуратура предъявила обвинение двум журналистам Bloomberg. Оно звучит как «попытки подорвать экономическую стабильность» в республике. Каким образом под такую серьезную статью попали журналисты весьма далекого от политики агентства?
Керим Каракай и Феркан Ялинкилич около года назад написали для международного делового агентства Bloomberg несколько статей о резком скачке цен и падении курса лиры. Теперь за это вместе с журналистами обвиняются 36 читателей, которые комментировали и лайкали их статьи в соцсетях.
Вынесение приговора планируется на сентябрь. Прокуратура, которая предъявила обвинение, и суд действовали строго в рамках местного закона, поясняет турецкий политолог Тогрул Исмаил.
Тогрул Исмаил профессор Университета экономики и технологий торговой палаты и биржи Турции, политолог«У нас есть закон по этому поводу. В кризисные периоды нельзя нагнетать экономическую обстановку. Перед девальвацией правительством были введены определенные ограничения, потому что было очень сильное нагнетание: доллар поднимался постоянно, были спекулятивные разговоры и так далее. Поэтому руководство страны пошло на такие меры. Исходя из этого, против журналистов было возбуждено уголовное дело. Судья требует определенного срока, но я не думаю, что им дадут какие-то крупные сроки».
Самые массовые репрессии против журналистов были отмечены в Турции после попытки переворота летом 2016 года. Но наступление на свободу слова в стране началось вскоре после прихода Эрдогана к власти. Так, сначала в единичных случаях, а потом все чаще и чаще против прессы используются обвинения в «пропаганде терроризма».
Исключительная расплывчатость формулировки позволяет предъявлять их достаточно произвольно. Хотя чаще всего под преследование попадают те, кто пишет про ситуацию с курдским меньшинством. На настоящий момент более 50 репортеров находятся под следствием по этой статье.
Но суть обвинений не важна, важно то, что турецкой власти в принципе чужда любая критика, считает руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.
Алексей Малашенко руководитель исследований в институте «Диалог цивилизаций» «Несколько лет тому назад я разговаривал с одним очень известным турецким политиком, который сказал, что «вы еще дождитесь турецкого Хомейни». Тогда это была шутка, но выясняется, что это тот человек, который тяготеет к жесткой авторитарной власти. Турция среди мусульманского мира была, наверное, самой демократичной страной, но Эрдогана это не устраивает, потому что ему при его психологии оппозиция не нужна, ему не нужна критика. В Турции есть гражданское общество, есть оппозиция, самая реальная. Для такого авторитариста критика в прессе — это очень опасно, потому что в Турции действительно есть демократические традиции. Он давит на все».
Самым распространенным приемом для того, чтобы заставить замолчать критические СМИ, в последние годы стала их покупка близкими к Эрдогану олигархами. Четыре года назад таким способом были куплены, а редакционное содержание выхолощено у телеканалов Kanaltrk и Bugun TV, а вместе с ними и двух влиятельных газет — Bugun и Millet.
Самой последней подобной операцией, причем последней в прямом смысле слова, так как больше ничего крупного не осталось, стала покупка в прошлом году незадолго до выборов миллиардером Йылдырымом Демирореном за 720 млн евро медиагруппы Dogan, которой принадлежит телеканал CNN Turk и ежедневная газета Hurriyet.
Примечательно, что и до того эти СМИ были крайне осторожны. Теперь же их содержание стало откровенно проправительственным и вообще лишено каких-либо критических материалов.