«Неправильно настроено это все!» Снижение цены при госзакупках: конкуренция или посредничество?
Лента новостей
Business FM продолжает проект «Госзакупки: теория и практики» и пробует разобраться в одном из элементов ведения торгов — снижении цены на работы
На этот раз по просьбам местных бизнесменов радиостанция не будет раскрывать регион, который взят для примера. Скажем только, что это один из районов одной из центральных областей. Цель у Business FM все та же: выявить общие для всей страны признаки, которые могут свидетельствовать о нарушениях.
Анализ для Business FM провела система проекта «Маркер» группы «Интерфакс». Вот что она выявила: в этом районе заказы на дорожные работы и благоустройство регулярно выигрывает одна и та же компания. Снова признаки аффилированности с местной властью, очень сложные схемы, но они ведут от администрации к исполнителю госзаказа.
Есть жалобы в ФАС на торги, и сами торги идут без снижения цены. Все это позволяет предположить — лишь предположить! — что есть нарушения. Радиостанции не удалось связаться с компанией, которая регулярно получает госзаказы, — только в прошлом году на 300 млн рублей. Business FM попробовала позвонить тем, кому на торгах не везет. Первый собеседник от подробностей отказался и сказал, что теперь в госзакупках не участвует.
«Я не работаю на госзакупках. Все как раньше. Все куплено, все продано, откаты сплошные. Работать вообще нельзя, поэтому я не работаю. Так что извините».
Тогда Business FM позвонила в другую компанию. Она хоть и участвует в госзакупках, но на первые же вопросы ответ был один: «Все очень плохо». Радиостанция попросила конкретизировать и рассказать об отдельных случаях. Владелец предприятия поведал, как он несколько раз проиграл торги на благоустройство, хотя и был допущен к конкурсу.
Business FM уже упоминала о снижении цены в ходе торгов. Но у этого признака две стороны. С одной стороны, снижение цены — это вроде свидетельство конкуренции: кто сможет предложить меньшую цену, тот и победит. Исполнитель получит заказ, а государство сэкономит. Но на практике недобросовестные участники специально снижают цену, говорит бизнесмен (его голос изменен).
«У некоторых организаций вообще ничего нет. Выходит на аукцион, занижает цену — и все. Это что такое? Объясните мне! Вообще ничего, один компьютер, 10-20% опускает и уходит, а он сам левой какой-то фирмы, ничего не имеет абсолютно. Потом, когда выигрывает, приходит, начинает просить, умолять кого-то чего-то делать или убегает вообще».
Боль предпринимателя в том, что он чувствует, что мог бы выиграть и получить заказ. Но снизить цены на 20% он не может, потому что ему тогда будет невыгодно. Победитель вряд ли сможет благоустроить улицы с помощью одного компьютера (а больше из техники, по словам собеседника, у его конкурента ничего нет). Значит, либо улицы не будут благоустроены, либо субподрядчик сделает это так, что лучше совсем не делать. Неправильно все устроено, сетует бизнесмен.
«У меня есть своя техника, организация, все: укладчики, каток-маток. Здесь я работаю нормально, а те, я не знаю, как они, чего делают, чего не делают. В общем, честно скажу: сделано неправильно. Неправильно настроено это все. Это мое личное мнение».
Business FM пересказала эту историю руководителю проекта «Маркер» группы «Интерфакс» Галине Джанбаевой. По ее словам, это происходит повсеместно, и это один из главных изъянов системы госзакупок.
Государство по закону обязано проверить, является ли претендент действующей компанией, нет ли к нему претензий правоохранителей и так далее. Но заказчик не может требовать доказательств, что исполнитель сможет сам провести работы. Если он сильно снижает цену, то приоритет надо отдать именно этому претенденту, говорит Галина Джанбаева.
Галина Джанбаева руководитель проекта «Маркер» группы «Интерфакс» «Закупщик не может поставить требования участнику торгов о наличии ресурсов. Потому что считается, что выиграет контракт, заключит договор на аренду, например, какого-нибудь оборудования и может контракт исполнить. Господа, а чего вы к нему привязываетесь? Так думал в свое время регулятор, полагая, что он взращивает малый бизнес, стимулирует конкуренцию».
В итоге принцип привел к обратному эффекту. Решение проблемы есть. Нужно создавать реестр добросовестных поставщиков, систему рейтингов. Но путь это сложный, потому что речь идет не о банках, которые сдают отчетность и которые контролирует ЦБ.
Речь о компаниях, которые, грубо говоря, берутся выполнить работы собственными руками. Нужно создать алгоритм, который поможет узнать, держали ли когда-нибудь эти руки руль дорожного катка.
В итоге картина российских госзакупок дополняется еще одним штрихом. Из имеющихся: аффилированность, посредничество, недопуск по формальным причина к торгам, отсутствие снижения цены, что может свидетельствовать о сговоре. Из добавленных: наоборот, резкое снижение цены, снова посредничество и в итоге низкое качество работ, из-за чего на них потом снова приходится тратить госсредства.