Глава Россельхознадзора пояснил, какие продукты нельзя будет привозить из-за рубежа
Лента новостей
Россельхознадзор лишь частично поддерживает запрет на ввоз в Россию мясной и молочной продукции из-за границы для личных целей, заявил Сергей Данкверт. «До абсурда доходить не надо», — призвал глава ведомства
Россельхознадзор поддерживает запрет на ввоз из-за границы молочной и мясной продукции в целях личного пользования. Но, по словам главы ведомства Сергея Данкверта, ограничения должны быть частичными.
«До абсурда доходить не надо, поэтому нужно выделить те вещи, которые несут большие риски, и на них ввести запрет», — цитирует Данкверта ТАСС.
Глава Россельхознадзора также рассказал, что в Забайкалье сотрудники ведомства задержали сосиски с африканской чумой, которые, даже если их выкинуть, могут привести к заражению свиней. Из слов Данкверта непонятно, была это промышленная партия или кто-то из россиян вез пачку сосисок для себя.
В конце апреля с требованием запретить гражданам привозить из-за рубежа мясные и молочные продукты выступила Национальная мясная ассоциация, в которую входят «Мираторг», «Черкизово», «Велком», «Ремит» и другие производители. Причина — возможные опасные возбудители болезней, которые могут быть ввезены в страну. Но президент Национального союза экспортеров Дмитрий Булатов считает, что мотив в другом:
— Это действительно немного абсурдная идея. Продукты питания ввозятся для личного потребления, речь не идет о промышленных масштабах. Мне не вполне понятно, каким образом кусок хамона, купленный, скажем, в Испании или Португалии российским гражданином, может попасть к свиньям. Очевидно, он ввозится не с этой целью. Тут возможны потери другого рода: производители опасаются, что наш потребитель, будучи за рубежом, привезет с собой продукцию зарубежных производителей, довольно качественную и вкусную, и будет сравнивать ее с продукцией российских агрохолдингов, которые такими вкусовыми качествами не обладают.
— Представитель Россельхознадзора говорит, что в мире подобные риски урегулированы, а в России нет. Во многие страны действительно нельзя ввозить продукты питания: в Германию нельзя привезти кусок мяса, в США нельзя ввезти ничего молочного и вообще в принципе еду.
— Да, есть страны с очень жесткими режимами. Дело в том, что эти страны сами экспортируют такую продукцию в больших масштабах. Та же Австралия — очень крупный экспортер мяса, поэтому вы даже не сможете ввезти туда банку тушенки — покупайте австралийское. Если вкопаться, то это протекционистские меры.
— Может быть, в России тоже решили таким образом поддержать, защитить отечественных производителей?
— Не надо все-таки переходить какую-то грань.
Желание ужесточить правила ввоза продуктов из-за рубежа связано не только с протекционизмом, полагает гендиректор «INFOLine — Аналитика» Михаил Бурмистров.
— Если Россия планирует развиваться как страна — экспортер продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, соответственно, мы должны в этом плане предпринимать какие-то серьезные действия. Государство выделяет очень серьезные средства на поддержку наших сельхозпроизводителей и агрохолдингов, и будет очень глупо, если свиньи будут массово дохнуть от африканской чумы свиней, которая может быть связана в том числе с тем, что на территорию РФ завезены продукты, способствовавшие этому заражению. Надо в каких-то ситуациях перебдеть, потому что, если африканская чума свиней попадает на крупные свинокомплексы или, если мы говорим о птичьем гриппе, на птицефабрики, ущерб сразу измеряется сотнями миллионов и миллиардами рублей.
— Каков механизм попадания африканской чумы свиней из условного куска хамона, привезенного туристом? Эксперты гооврят, что, возможно, с объедками что-то попадает. Но на крупный свинокомплекс ничего не попадает с объедками: корма закупаются по совершенно другому принципу.
— Действительно, с одной стороны, шансы объективно не очень велики. С другой стороны, такие ограничения вводит ряд стран, и в этом плане мы не являемся первопроходцами. По большому счету мы только дублируем то, что достаточно активно используют целый ряд стран.
— Списки стран, которых касаются эти ограничения, могут изменяться. Допустим, Испания сейчас не в списке, через неделю она там появится. Любой изменяющийся список — это всегда источник рисков.
— Конечно, формирование этих списков в любом случае будет каким-то фактором неопределенности.
В России эпизоотическая ситуация также далека от идеальной, говорит генеральный директор Совхоза имени Ленина Павел Грудинин.
Павел Грудинин генеральный директор ЗАО «Совхоз имени Ленина» «Если брать африканскую чуму свиней или ящур с точки зрения молочной продукции, у нас самих очень плохая эпизоотическая обстановка. А представьте себе, вдруг мы поставили перед собой задачу увеличивать экспорт сельхозпродукции, а это, как правило, в том числе и молоко, и мясо, и вдруг мы говорим: мы не ввозим. Так к нам точно такие же меры применят. Скажут: слушайте, у вас же самих ситуация отвратительная с точки зрения эпизоотии. Можем еще дальше пойти — прекратим ввоз из одного субъекта в другой. Например, у нас есть очень неблагополучные субъекты с точки зрения свиней. Вообще давайте прекратим перевоз мясных продуктов, потому что у нас действительно есть регионы, которые очень опасны. Но мы не запрещаем по территории России распространять переработанную продукцию. Поэтому, мне кажется, наши большие агрохолдинги не знают, что делать, приходят со всякими предложениями, а правительство пытается как-то с ними заигрывать, говорит: ну, давайте попробуем. Но, как говорил Данкверт, не надо доводить ситуацию до абсурда. Люди везут продукцию для своих нужд, чтобы друзьям подарить, они всю ее съедят, а для человека это неопасно».
В Минсельхозе ранее предложили разрешить россиянам ввозить в страну продукцию только в заводской упаковке при условии эпизоотического благополучия страны-производителя и общим весом не более пяти килограммов. В противном случае продукты хотят отбирать и уничтожать. Общественное обсуждение законопроекта будет идти до 3 июня.