16+
Пятница, 8 ноября 2024
  • BRENT $ 75.22 / ₽ 7377
  • RTS864.26
29 мая 2019, 01:57 Компании
Спецпроект: Бизнес говорит

Госзакупки — как они проходят в России и какие возможные нарушения встречаются в регионах?

Лента новостей

Радиостанция Business FM начинает специальный проект «Госзакупки: теория и практики»

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Радиостанция Business FM поставила себе цель: нарисовать общую картину того, что происходит в сфере госзакупок, выделить основные тенденции и недостатки, которые желательно исправить.

Для этого нужен инструмент. Он существует: исследования госзакупок проводит проект группы «Интерфакс» «Маркер». По просьбе редакции аналитики подготовили несколько кейсов. Это полный анализ того, как в разных регионах, в разных сферах проводятся госзакупки.

Полный — потому что все данные о закупках, о поставщиках есть в открытом доступе. Система сама проводит анализ. Business FM не ставила целью узнать подробности о конкретных городах. Это случайная выборка. Система выбрала подмосковный Подольск и, в частности, дорожные работы. Анализ показал, что тендеры регулярно выигрывает одна и та же компания. Вот первая тенденция: признаки аффилированности. Цепочек несколько, они сложные, но попробуем объяснить.

Несколько лет назад один из местных бизнесменов работал в городском комитете по благоустройству. Именно этот комитет — заказчик дорожных работ. Два с половиной года назад бизнесмен стал совладельцем одной из местных компаний, и у нее точно такой же телефон, как у упомянутой фирмы, которая регулярно выигрывает тендеры. Еще раз: комитет по благоустройству, доля в компании, связь с поставщиком для государства. Business FM позвонила по тому самому телефону. Вот самое начало разговора: «Дорожные работы? Ну, смотря что хотите…»

Мужчина представился заместителем генерального директора компании. Почему системе этот кейс показался подозрительным? Потому что совпало сразу несколько признаков. За три года компания выиграла тендеры на четверть миллиарда рублей. Вроде бы не так много для дорогостоящих работ. Но в фирме, по данным СПАРК, трудятся всего три человека, это микропредприятие. Для небольшого госзаказа, например залатать яму, хватит и этого, но чтобы выполнить большие работы, требуются и штат, и техника.

Вот вторая тенденция, которая может прослеживаться, — посредничество. Победитель конкурса нанимает подрядчика. Это не запрещено. Но это стоит государству денег, так как в цепочке есть посредник. Собеседник Business FM рассказал, что какие-то госзаказы его компания выполняет самостоятельно, а для каких-то действительно нанимает людей и технику. Вот что менеджер ответил на вопрос, легко ли в Подольске поучаствовать в госзакупках.

— Знаете, настолько прозрачно, любой человек, который хочет, может войти, где я работаю.

— Насколько сложно получать эти заказы, большая ли конкуренция?

— Конкуренции много, а получать… Кто сколько торгуется, кто сколько опускается в торгах. Если у тебя есть, к примеру, техника, материал, ты опускаешься, если у тебя нет — можешь в аренду взять и не опускаешься.

— Не бывает ощущения, что кто-то попадает в число допущенных участников несправедливо?

— Любой, кто хочет, может принимать участие. Никто никого... вообще, ради бога.

Business FM не утверждает, что те тенденции, о которых мы говорим, имеют место в этом кейсе. Возможно, это компания из профессионалов, которые отлично себя зарекомендовали, и именно поэтому она регулярно выигрывает конкурсы.

Кстати, собеседник знал, что разговаривает со СМИ. И у радиостанции, и у системы вообще не возникло бы сомнений, если бы речь шла о какой-то эксклюзивной поставке. Тогда действительно тендеры выигрывают одни и те же. Но дорожные работы — это не эксклюзивная услуга. Конкуренция в этой сфере очень высокая. Ремонтировать дороги хотят многие, это приносит солидную прибыль. Неужели мало желающих посоревноваться, снизить цену и выиграть?

Такие компании есть, но к конкурсам в Подольске регулярно не допускают множество претендентов, после чего, случается, выигрывает единственный участник. Система не знает, по каким причинам отсеиваются остальные, но ей это кажется подозрительным. Об этом Business FM еще расскажет в следующие разы. Но нужно сразу ответить на один вопрос.

Раз уж мы говорим о более-менее полной картине госзакупок, то как ремонтируют дороги в других городах? Система «Маркер» там тоже нашла совпадение сразу нескольких признаков: аффилированность, возможное участие посредников, отсутствие снижения цены и отсев других претендентов на госзаказы.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию