Авиакомпании требуют проверить надежность Superjet 100
Лента новостей
Такой запрос Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта направила в Минтранс. ОАК считает обращение давлением на комиссию по расследованию катастрофы в «Шереметьево»
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обратилась в Минтранс с просьбой организовать проверку систем самолета Sukhoi Superjet 100 на соответствие сертификационным требованиям. Об этом пишет газета «Коммерсантъ».
В частности, в своем обращении участники ассоциации, в которую входят почти 30 российских авиакомпаний и предприятий, настаивают на проверке систем управления полетом и защиты пассажирского салона при пожаре, а также программ тренировок экипажей.
В АЭВТ входят только два перевозчика, эксплуатирующих SSJ-100 («Ямал» и «Якутия»), в то же время на их долю приходится 19 таких лайнеров. Источники в отрасли утверждают, что за время эксплуатации SSJ-100 «Аэрофлотом» зафиксировано восемь отказов систем самолета во время полета.
Объединенная авиастроительная корпорация, выпускающая данные самолеты, посчитала обращение АЭВТ давлением на комиссию по расследованию авиакатастрофы 5 мая в аэропорту «Шереметьево».
Можно ли расценивать требование авиакомпаний о перепроверке SSJ-100 как недоверие к самому самолету? Вот как прокомментировал данное предположение аналитик, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
— Я вообще не понимаю, почему это делает ассоциация. Любая авиакомпания, эксплуатирующая этот самолет, вправе самостоятельно обратиться в Минтранс, если у нее есть подозрение, что какие-то системы работают как-то не так и это конструктивная особенность, может попросить сертификационный орган перепроверить. Я не думаю, что в данном случае будут проводиться повторные тестовые полеты, испытания и жесткие посадки. Все это уже было проделано, причем в течение целого ряда лет, в России и Европе самолет прошел все испытания, все необходимые доработки были сделаны. Те перегрузки, которые он испытал в день трагедии в аэропорту «Шереметьево», конечно же, запредельные. Однозначно, от такого удара развалился бы любой самолет, независимо от того, был ли это SSJ или какая-то любая другая «иномарка».
— В данном контексте какие варианты возможны, если проблемы будут выявлены?
— Если в процессе расследования будут обнаружены какие-то конструктивные недостатки, тогда решение будет принимать сертификационный орган. Либо будет ограничение по сертификату, там некий большой список, в том числе и режимов, при которых может эксплуатироваться воздушное судно. В крайнем случае может дойти до приостановки сертификата типа воздушного судна, но тогда на это должны быть очень веские основания. Пока у европейских и российских органов нет ни одного факта, который бы указывал на серьезные конструктивные недоработки или некачественную сертификацию.
Росавиация ранее запросила для проверки документы по сертификации SSJ-100, напоминает генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак:
— Это письмо стало неким продолжением и своеобразным ответом на информационное письмо по безопасности полетов, которое распространила Росавиация, в котором она, в частности, запрашивает исходные сертификационные документы у МАК. Поэтому это вполне естественная реакция, на мой взгляд.
— Но самолет же уже сертифицирован?
— Я вам хочу сказать, что самолет Boeing 737 MAX тоже был сертифицирован. Тем не менее погибли почти 300 человек. Выяснилось, что в самолете конструктивные недостатки, что сертифицировала его группа сотрудников производителя, то есть авиакомпания перепоручила сертификацию тем, кто его разрабатывал. Это вопрос к системе защиты от статического электричества. Это вопрос о защитных свойствах лайнера против внешнего температурного воздействия, то есть против пожара. Если самолет за 30 секунд сгорел, это ненормально. У людей в заднем салоне, очевидно, не было никаких шансов спастись, поэтому озабоченность вполне нормальная. Не надо устраивать из этого никаких истерик, надо садиться и всерьез разбираться. Я здесь совершенно согласен с эксплуатантами.
— Что делать, если в ходе проверки будут выявлены проблемы?
— Исправлять и доделывать. Вся история техники, авиации в частности, состоит из того, что все время доделывается, модернизируется, улучшается.
Межгосударственный авиационный комитет может опубликовать предварительный отчет о причинах авиакатастрофы Sukhoi Superjet 100 в «Шереметьево» в течение полутора месяцев. Об этом заявил накануне глава Минтранса Евгений Дитрих.