Привет, «совок»: в России формируется класс новых бедных. Колонка Семена Новопрудского
Лента новостей
Страна, где люди сушат на балконах одноразовые целлофановые пакеты, непобедима. Так шутили про СССР. Теперь эта шутка подходит и для России, причем с долей правды, приближающейся к «контрольному пакету». Не целлофановому
Росстат, который в последние месяцы щедро кормил сказками (точнее, цифрами) о том, «как все хорошо», на днях признался, что погорячился с приукрашиванием действительности: ускорение темпов роста промышленности в 16 раз в апреле — именно столько насчитали в обрабатывающем секторе — признано нелепой ошибкой. Зато теперь Росстат решил рассказать, как «все плохо».
По данным доклада статистического ведомства о финансовом положении домохозяйств за IV квартал 2018 года, почти половине российских семей — 48,2% — денег хватает только на еду и одежду. Товары длительного потребления — мобильный телефон, холодильник, стиральную машину, мебель — им купить уже не на что. В IV квартале 2017 года таких семей было чуть больше — 49,8%. Но это статистическая погрешность. Тенденция прочной бедности налицо. Половина семей еле сводит концы с концами и примерно 15% не сводят их вообще.
Самая высокая доля респондентов, которые не могут позволить себе товары долговременного пользования, оказалась среди молодых семей (59,2%) и семей, состоящих только из неработающих пенсионеров (57,9%). Почти 15% российских семей сообщили, что им вообще хватает денег только на еду и уже даже покупка одежды и оплата услуг ЖКХ становится проблемой. Самая высокая доля тех россиян, чей доход покрывает только расходы на еду, среди многодетных семей — 28,3%, а также среди семей, состоящих только из неработающих пенсионеров — 30,4%.
Все это происходит на фоне продолжающегося шестой год падения реальных доходов населения — по данным того же Росстата. Впрочем, люди и без статистиков чувствуют это по своим кошелькам. Так долго доходы в России не падали даже в 90-е.
Реальные располагаемые доходы россиян сокращались на протяжении 2014-2017 годов. В 2018 году они показали чисто символический рост — на 0,1%, но по итогам I квартала 2019 года на фоне всплеска инфляции из-за эффекта повышения НДС обвалились на 2,3% к аналогичному периоду 2018 года.
По данным другого исследования, проведенного в апреле 2019 года холдингом «Ромир», за последний год доля россиян, которые ни на чем не экономят (или так говорят социологам — некоторым людям стыдно признаваться в нехватке денег), сократилась до 17%. При этом экономящих стало больше по всем статьям расходов.
В рамках всех предыдущих подобных опросов наибольшая доля россиян признавалась в экономии на еде. В новом исследовании о том, что экономят на питании, заявили почти четверть респондентов (24%) против 17% в прошлом году. Однако на этот раз еда впервые не стала главной статьей экономии, как в предыдущие годы. Больше, чем на продуктах, в течение прошедшего года россияне экономили на путешествиях: об этом заявили 29%. Логично: если нет денег на еду, путешествовать можно только пешком. Не ездить, а пойти по миру с протянутой рукой. 23% опрошенных заявили об экономии на одежде и обуви, в прошлом году таких было 9%.
В России, похоже, формируется класс новых бедных, у которого мало шансов выбраться из нищеты. По крайней мере, можно уверенно говорить о том, что страну захлестнула долгосрочная волна падения реальных доходов. Она длится уже пять лет. При этом даже до начала кризиса в 2014 году, по данным различных опросов, по крайней мере две трети россиян не располагали никакими сбережениями. У этих людей не было возможности подготовиться к затяжному падению доходов.
Лидерство среди не имеющих денег ни на что, кроме еды и одежды или даже только еды, молодых и многодетных семей и семей неработающих пенсионеров как раз и означает, что они составляют ядро этого сословия бедных. У многодетных семей и семей пенсионеров вообще нет шансов разбогатеть. А молодым семьям без детей или с одним ребенком таких шансов пока не дает текущее положение дел в российской экономике.
Хорошая новость состоит в том, что старики, заставшие советскую нищету, могут научить молодых лайфхакам жизни в беспросветной нищете: хитро подкручивать счетчики учета расхода электроэнергии или ставить магнитик так, чтобы крутилось у соседа, заваривать чай из одного пакетика несколько раз, использовать в качестве основных продуктов питания дешевые крупы, картошку, фрукты и овощи. Что-что, а выживать россияне умеют прекрасно, тут вопросов нет. Только выживание слабо совместимо с развитием. С процветанием. С рождением современных технологий и гаджетов, которые в последние десятилетия создаются исключительно в атмосфере свободы и конкуренции людьми, которые могут не думать в режиме 24/7 о том, где им раздобыть денег на еду и одежду.
Я помню, как сушились целлофановые пакеты на балконе. Я даже лично видел, как врачи в больницах из-за нехватки «оборудования» кипятили одноразовые шприцы для последующего использования второй, третий, десятый раз. Но очень хочу это забыть и развидеть.
Росстат своим опросом домохозяйств наглядно обозначил главную задачу государства и даже, пожалуй, единственный смысл его существования: сделать так, чтобы никому или почти никому не приходилось экономить на еде, одежде и товарах длительного потребления. Успешная борьба с нищетой — гораздо более важный показатель эффективности государства, чем самое современное оружие или самое большое количество долларовых миллиардеров на душу нищего населения.