Капитан, капитан, расплатитесь! Военных моряков обязали выплатить 17 млн рублей за ремонт подлодки
Лента новостей
Министерство обороны потребовало с Игоря Мартемьянова и Дениса Сопина возместить ущерб, нанесенный субмарине. Этот случай не единичный
Сумму в 17 млн рублей бывших командира дивизиона подлодок Игоря Мартемьянова и командира сумбарины «Краснодар» Дениса Сопина обязали выплатить за ремонт военной техники. Об этом узнал «Коммерсантъ».
Три года назад в ходе учений на Балтике «Краснодар», всплывая, столкнулся с иностранным гражданским судном. Моряки стали фигурантами уголовных дел. Кроме того, Минобороны потребовало от офицеров деньги за ремонт субмарины — 33 млн рублей. Суд сделал скидку — 50%.
Подлодка «Краснодар» столкнулась с гражданским иностранным судном. Несмотря на предупреждение военных, оно нарушило границу района, где проводились учения.
Корабль, в который ударилась подлодка, не пострадал. У субмарины, по данным «Коммерсанта», сломался перископ. «Новая газета» сообщала, что из строя также вышли радар и антенна.
В прошлом году суд в закрытом в связи с гостайной порядке рассмотрел уголовные дела обоих офицеров. Экс-командира лодки Дениса Сопина признали виновным в нарушении правил кораблевождения, его бывшего начальника Игоря Мартемьянова — в халатности.
Министерство обороны потребовало с военных моряков 33 млн рублей за ремонт. Суд снизил сумму до 17 млн, а остальные 16 млн присудил взыскать из бюджета.
Эта история сильно удивила экс-командующего Черноморским флотом России Владимира Комоедова.
Владимир Комоедов бывший командующий Черноморским флотом «Если бы подводная лодка несла боевую службу самостоятельно, там за все отвечает командир и тот штаб, который его послал на выполнение каких-то задач. Если были учения, то район действия подводной лодки закрывается, иностранные, свои суда должны этот район обходить. Район всплытия — 10 кабельтовых, в нем должна быть обеспечена безопасность всплытия подводной лодки. Каким образом гражданское иностранное судно оказалось в этом районе? А так, конечно, с командира 12-17 миллионов содрать — да это без трусов его оставить. Это впервые в истории! Я возмущен!»
Тем не менее свою вину офицеры признали полностью. Бывший командир подлодки Сопин уже выплатил 12 млн рублей. У Мартемьянова, который является инвалидом, требуемых 5 млн не оказалось. Он обратился в Верховный суд с жалобой о снижении размера взыскания. Подводник указал, что он на пенсии, инвалид третьей группы в связи с заболеваниями, полученными в период военной службы, не работает, имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей и к тому же выплачивает кредит банку.
Однако Верховный суд жалобу отклонил, и приставы теперь пытаются взыскать с него деньги. Адвокат Сурен Аванесян назвал историю анекдотичной.
Сурен Аванесян адвокат «Ходил такой анекдот. Мужик ныкал от жены заначку в размере 25 рублей, а когда его жена изобличила в этом, он сказал: «Я служил в армии, я утопил танк, и с меня удерживают до сих пор по 25 рублей в месяц. Но потерпи немного, осталось только за башню выплатить».
В советское время над этим анекдотом очень смеялись. Что было раньше анекдотом, сейчас стало частью реальной жизни. Тем не менее это уже не первый случай, когда Минобороны ремонтирует технику за счет военнослужащих, предъявляя последним неподъемные для обычного человека финансовые требования.
В конце прошлого года в прессу попала история военного летчика Сергея Нефедова. Сажая Су-27, он случайно повредил машину. Минобороны потребовало с него 27 млн рублей. К тому же ему чуть не дали срок. Скандал вынудил вмешаться в дело Сергея Шойгу. С летчика сняли уголовные обвинения, а машину починили за несколько недель силами авиаполка, бесплатно.
Скорее всего, такие дела являются показательными. Минобороны считает, что это повысит чувство ответственности личного состава за вверенную технику. Иначе получается, что военное ведомство зарабатывает на авариях и ЧП, отмечает военный эксперт центра Военно-политической журналистики Борис Рожин.
Борис Рожин военный эксперт центра Военно-политической журналистики «Я не думаю, что их будет много. Возможно, еще один или два таких эпизода мы увидим, но делать вид, что сейчас за перевернувшиеся БТР будут со всех требовать деньги, я не думаю, что это находится в числе приоритетов Минобороны. Потому что это, во-первых, деморализует личный состав и, во-вторых, подразумевает, что армия хочет зарабатывать деньги на авариях и различных таких ЧП».
В США, кстати, поврежденную военную технику чинят за счет государства. Военных, конечно, могут при определенных обстоятельствах понизить в чине или же уволить, но любые финансовые взыскания исключены.