Катастрофа в «Шереметьево»: СК назвал основные версии
Лента новостей
Согласно заявлению, это недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и проводивших техосмотр лиц, неисправность самолета или метеоусловия. Борту Sukhoi Superjet 100 удалось совершить экстренную посадку, но лайнер загорелся, погиб 41 человек
Обновлено в 13:00
Следственный комитет назвал основные версии катастрофы Sukhoi Superjet 100 в «Шереметьево», в результате которой погиб 41 человек. Согласно заявлению СК, это недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и проводивших техосмотр лиц, неисправность самолета или неблагоприятные метеоусловия.
На месте пожара SSJ-100 обнаружены два «черных ящика» — прибор регистрации параметров полета и бортовой речевой самописец, их состояние приемлемое для расшифровки, сообщил источник «Интерфакса». Самописцы будут переданы специалистам Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Самолет, направлявшийся в Мурманск, подал сигнал бедствия после вылета. Как ранее сообщал источник «Интерфакса», приоритетная версия трагедии — отказ электрооборудования и автоматики из-за поражения молнией. По его словам, пожар в хвосте вспыхнул после четырех ударов самолета о полосу, после разрушения стойки шасси. Пожар вспыхнул после попадания постороннего предмета в левый бак, сообщил агентству источник, знакомый с ходом расследования. По его данным, это могли быть детали разрушенного шасси. Правый бак также имеет повреждения.
Источник ТАСС в экстренных службах также сообщал, что, по основной версии, в самолет якобы ударила молния, после чего на борту отказала автоматика. Затем связь диспетчеров с самолетом пропала, поэтому борт заходил на посадку в полной тишине. SSJ-100 сделал несколько кругов, резко пошел на снижение и около 18:40 совершил посадку.
Члены экипажа рассказали, что катастрофе предшествовал град, удар молнии в корпус самолета и утрата связи с диспетчером, после чего судно было переведено на ручное аварийное управление. После жесткого приземления люди стали соскакивать с кресел, продвигаться к выходу, хотя самолет был еще на скорости, сообщили в эфире телеканала «Россия-24» бортпроводница рейса Татьяна Касаткина и командир экипажа Денис Евдокимов.
Татьяна Касаткина: Мы уже летели. Попали в тучу, был сильный град. И в этот момент произошел хлопок. Вспышка такая, как электричество. Все вообще было очень быстро. Был очень черный дым. Ни секунды не было времени. Все начали соскакивать с кресел и уже продвигаться, хотя самолет еще был на скорости. Самолет остановился и сразу же начал эвакуацию. И я там уже не видела их. Выталкивала ногой дверь и потом пассажиров выталкивала.
Денис Евдокимов: Не было радиосвязи. Удалось ее восстановить через аварийную частоту радиостанции, она была кратковременная и прерывистая, то есть после включения режима самого передатчика несколько слов получалось сказать, потом она пропадала, и нужно было снова подключать. Из-за молнии у нас произошла потеря радиосвязи и переход самолета не через компьютер, как обычно, а напрямую. Аварийный режим управления.
Ранее в сети появилось видео, на котором полыхающий самолет мчит по взлетно-посадочной полосе, а потом разворачивается на 90 градусов. Из передней двери горящего лайнера на надувной трап начинают выпрыгивать люди.
Очевидец трагедии Кирилл был в другом самолете на взлетно-посадочной полосе. В интервью телеканалу «Москва 24» он заявил, что самолет горел, когда был еще в воздухе.
— Мы были прямыми очевидцами. Наш самолет буксировали в грузовую зону, поэтому мы объезжали на автобусе весь аэропорт и видели, как приземлялся этот самолет. Самолет горел, но возгорание произошло на подлете к взлетной полосе.
— То есть он в воздухе горел?
— Да. Потом обволокло резко все черным дымом. Когда мы проезжали минут через пять мимо на автобусе, было где-то три-четыре пожарных расчета. Скорых видно не было.
В сети также есть видео, на котором запечатлен непосредственно момент посадки SSJ-100. Правда, подлинность этой записи подтвердить нельзя. Видно, что самолет буквально прыгает по взлетно-посадочной полосе и только после нескольких касаний ВПП вспыхивает. После лайнер уже сопровождал огненный шлейф. «Аэрофлот» заявляет, что у самолета надломились шасси и потом уже загорелись двигатели.
На многочисленных видео эвакуации заметно, что процесс идет довольно медленно. По cловам источника «Интерфакса», основной причиной гибели людей в хвостовом отсеке стала попытка некоторых пассажиров достать с багажных полок свои вещи. При этом, по словам представителя «Аэрофлота», эвакуация пассажиров из горящего лайнера заняла 55 секунд при нормативе полторы минуты.
Всего спаслись 34 пассажира первых 12 рядов из 19. В бизнес-классе сгоревшего самолета на 20 местах было всего пять человек, все они спаслись. Ситуацию комментирует первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков.
Вячеслав Лысаков первый зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству «Конечно, шокировало то, что некоторые, кто сидел на первых рядах, это бизнес-класс и первые ряды экономкласса, выходили с вещами. Это грубое нарушение указаний экипажа. Это можно рассматривать как уголовное преступление. Этих людей надо установить и наказать, потому что из-за них задохнулись другие. Пока они тащили свои вещи, те, кто сидел в хвосте, погибли».
Процесс эвакуации комментирует летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах Андрей Красноперов.
Андрей Красноперов летчик-инструктор, мастер спорта по высшему пилотажу на реактивных самолетах «Все зависит от комплекции людей, берут они вещи или нет. Там настолько узкий проход, два человека средней величины еле разойдутся, а если кто-нибудь из них повышенной комплекции, то создаются проблемы. В большей степени я вижу недоработку службы стюардов, которые должны именно руководить экстренной высадкой пассажиров: кому идти, кому стоять, отдать команду ни в коем случае вещи не брать. Сколько сумок они вынесли, столько человек могло выйти из самолета живыми. Трудно судить, что могло помочь в данной ситуации».
То, что происходило в этот момент в салоне, люди снимали на смартфоны. Судя по видеозаписи, за иллюминаторами полыхает пламя, а в самом салоне огня не видно. Фрагмент одной из таких записей дал в эфир телеканал «Москва 24».
По словам главы Минздрава Вероники Скворцовой, из шести госпитализированных пассажиров трое находятся в тяжелом состоянии. Самая тяжелая пациентка подключена к искусственной вентиляции легких в Институте Вишневского. Среди жертв авиакатастрофы — 22-летний бортпроводник Максим Моисеев. Он погиб, открывая дверь тем, кто находился в хвосте горящего самолета, и оставался в лайнере до последнего.
Пассажир потерпевшего крушение самолета Дмитрий Хлебушкин поделился деталями трагедии в интервью телеканалу «Звезда». По его словам, бортпроводники сработали очень оперативно.
«Я летел этим рейсом после длинных выходных в город Мурманск, где я работаю. Благодарю Бога, очень хотелось бы поблагодарить стюардесс. Только благодаря стюардессам я остался жив. Девочки стояли в помещении, где был газ, было темно, где была самая высокая температура, они оттуда вытаскивали людей и помогали спуститься на трап».
Почему рейсу потребовалось вернуться в аэропорт и почему посадка оказалась жесткой? Обстоятельства трагедии комментирует заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский. С ним беседовал Игорь Ломакин.
— Надо разделить на две части. Первая — что произошел какой-то отказ, экипаж принял решение развернуться и прийти на аэродром вылета. Он справлялся с этой задачей, предупредил наземные службы, ему освободили коридор. И вторая часть, где они перешли на ручное управление, насколько я понимаю, и дальше уже выполняли заход и саму посадку. Видно, что на посадке была сделана ошибка: самолет заходил на повышенной скорости, и произошло грубое касание, приземление на основные стойки, которые сломались и пробили топливную систему, керосин выплеснулся, пожар пойдет уже вовсю.
— Это достаточно редкий случай, когда стойка шасси пробивает топливные баки?
— Этот самолет не рассчитан на такие приземления.
— Как вы можете оценить действия аэропорта?
— Аэропорт в данной ситуации действовал совершенно четко. Как только возникает аварийная ситуация в воздухе и экипаж принимает решение садиться, все службы вводятся в действие.
— Было ли достаточно спецтехники, была ли взлетная полоса достаточно обработана раствором? Я слышал, что как раз с этим были проблемы.
— Раствором обрабатывается полоса, когда подразумевается посадка на брюхо, аварийная посадка, когда невыпущенные шасси и прочее, есть прямой контакт с бетоном, когда возникает нагрев и искры и возможно возгорание.
— То есть этой информации просто не было тогда на земле?
— Конечно, самолет садился аварийно, но в штатном положении, пожарная техника, судя по всему, появилась в течение двух-трех минут.
— Это норматив?
— Да, здесь все четко. Они не могут стоять вдоль полосы и ждать, потому что неизвестно, как самолет себя поведет, он сметет и их вдобавок. Меня больше всего возмутило, когда один из представителей «Аэрофлота» сказал, что выполнили сверх норматива. Какая это эвакуация, когда половина пассажиров осталась в самолете? Что это за разговоры такие?
Причины катастрофы и реакцию экстренных служб анализирует вице-президент Профсоюза летного состава России, заслуженный работник транспорта РФ Альфред Малиновский:
— Видно, что, во-первых, открытого пламени до касания земли не было, и первое касание было носовой стойкой, то есть экипаж не вывел самолет из угла. Почему он не вывел? Такое впечатление, что он не видел землю. Что могло помешать ему видеть землю? Задымление кабины. Он ударился носовой стойкой, затем основными шасси. Произошел отскок, набор нескольких метров, а затем грубое, жесткое касание основными стойками, которые проломили топливные баки. И здесь начался открытый огонь, открытое пламя, самолет превратился в факел. А что касается действий спасательной группы, слава Богу, что за такой период успели что-то сделать.
— А к этому не надо было готовиться до того, как самолет приблизился к земле?
— Если экипаж дает информацию о том, что будет садиться с убранными шасси, тогда полоса поливается, по крайней мере в месте приземления, пеной, чтобы не произошло возгорание. Касание двигателем бетонной полосы — это как зажигалка, и проливающееся топливо превратило самолет в факел. В данном случае самолет садился с выпущенным шасси, и информации от экипажа, что он будет с убранным шасси, не было, поэтому и не было пенной подготовки.
— Стоит ли сейчас приостанавливать полеты Superjet, по крайней мере до окончания разбирательства?
— Я не могу высказать такого радикального решения. Могу сказать одно: Superjet собирался с миру по нитке. Многие государства принимали участие в его производстве. И должен сказать, что системы, которые реализовывались, были отнюдь не последней модели. Это супер-секонд-хенд, так сказать. Вообще, этот проект был не то что темный, а мутный. Самолет имеет множество отказов, часто стоит на ремонте. Ничего хорошего не могу сказать о нем.
Версии комментирует член комиссии при президенте РФ по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России Юрий Сытник:
— Конструктор Сухой, самолет сырой, а летчик — мокрый. Летчика надо готовить летать в разных ситуациях: садиться с большим весом, в плохих погодных условиях, в тумане, а не на компьютере работать и знать английский.
— А до этого было известно, что самолет слабый, что шасси может отвалиться?
— Да, вот, например, выкатился в Якутске. Там полоса была чуть-чуть скользкая, в конце полосы новый асфальт накладывали, 15 сантиметров был бруствер. Он ударился о бруствер, и тоже шасси отлетели. И сейчас будут летчики виноваты: не смог сесть. А почему он не смог сесть, никто вопроса не задает. А как это так, удар молнии — и сразу все отказало в самолете: и программное обеспечение, и связь, и средства захода на посадку? Все выключилось. Что там за командир сидел, я не знаю. Не хочу его заранее обвинять, но то, что он не справился с посадкой, очевидно.
В «Шереметьево» на момент публикации материала работала только одна полоса. Судя по табло, вылеты и прилеты на всех направлениях задерживаются. Задержаны более 90 рейсов. СМИ пишут, что многие пассажиры сдают билеты. О ситуации радиостанции рассказала Евгения Трофимова, которая вылетает из «Шереметьево» в Париж:
«Мы провели часа два в аэропорту в ожидании своего рейса. Наш рейс вылетает вовремя. Мы летим в Париж. Но на протяжении двух часов мы слышали, что есть задержки. Они незначительные, на два-три часа. Паники нет, все спокойно. У стоек «Аэрофлота» все спокойно. Но эмоциональное состояние людей угнетенное из-за того, что произошла такая трагедия».
Вот что говорит москвичка Маргарита, которая вылетает из терминала Е:
«Я приехала в терминал Е, там стояла пара машин Следственного комитета. Объявляют периодически о задержке самолетов и переносе рейсов, в основном это касается рейсов «Аэрофлота». Обстановка спокойная. Слышу только, что люди выясняют, как можно перенести трансферы. У стоек регистрации людей я не видела».
Еще один пассажир рассказал Business FM, что некоторые рейсы с 5 мая перенесли на 6 мая. Некоторые компании предлагают пассажирам со стыковочными рейсами альтернативные билеты на рейсы других авиакомпаний. Денежную компенсацию не предлагают.
В «Шереметьево» побывал корреспондент Business FM Евгений Перельчук.
— Сразу бросилось в глаза, еще при подъезде к терминалу, очень много нарядов ДПС. Обычно с каждой стороны терминала стоит, может быть, по одной машине, а сейчас я насчитал по пять-семь машин с каждой стороны. Они пропускают ручейком машины. Внутри досмотр, как обычно, поднимаешься и опять наблюдаешь повышенную активность правоохранительных органов, внутренних органов безопасности аэропорта, плюс полиция. В зале ожидания несколько нарядов кинологов. Народу очень мало в аэропорту. Это можно объяснить межсезоньем между праздниками. На табло три рейса отменены вообще: Осло, Рим и Копенгаген, еще около десятка рейсов задержаны, но все эти рейсы международные, внутренние российские рейсы идут без задержек и по расписанию. Задержки будь здоров. Взять турецкую Анталью: изначально планировался вылет в 10:15, а перенесли его на полпервого ночи. Рядом с табло вылета поставили импровизированный постаментик с номером рейса, под ним лежат гвоздики.
— Есть ли те, кто сдает свои билеты?
— Такого, чтобы сдавали билеты, я не видел, но на стойках, в зале ожидания все обсуждают, конечно, вчерашнюю трагедию. Люди, с одной стороны, в очень сильном напряжении, с другой стороны, есть возмущение.
Среди погибших в катастрофе 26 человек — жители Мурманской области, сообщил временно исполняющий обязанности губернатора Андрей Чибис. В регионе объявлен трехдневный траур. Жители Мурманска несут в зал ожидания местного аэропорта и в центральный сквер цветы, свечи и мягкие игрушки. В соцсетях жители просят Андрея Чибиса отменить намеченное на 9 мая авиашоу. Врио губернатора сообщил, что власти Мурманской области рассмотрят этот вопрос.
Еще пятеро погибших — жители Подмосковья. Почему траур не объявили в Москве, где и произошла трагедия? Как заявил Business FM депутат Мосгордумы, член фракции «Единой России» Евгений Герасимов, «Москва — это столица и все равно федеральный уровень, он должен быть согласован президентом и мэром».
На трагедии, как сообщает «Комсомольская правда», пытаются нажиться мошенники. С фейковых аккаунтов в соцсети «ВКонтакте» они пишут под постами об авиакатастрофе о сборе средств для пострадавших. Вот что рассказал Business FM журналист мурманского портала B-port Максим Жаравин:
— В группах, которые занимаются благотворительностью, предупреждают пользователей социальных сетей о том, что мошенники пишут и в личные сообщения, и создают фейковые записи о якобы сборе средств для пострадавших, для родственников погибших. Все это, разумеется, неправда, и официальных сборов средств в чью-либо пользу пока что еще не объявлялось.
— Действительно просят отменить авиашоу, которое планировалось 9 мая?
— Крупных призывов к этому я еще не видел, но в комментариях к новостям про трагедию такие мнения мелькали от граждан. В мурманском аэропорту со стороны МЧС и медиков работали психологи. Для родственников, которые желали получить какую-то информацию, было организованно также в аэропорту отдельное помещение.
— Как обстановка в городе?
— Все, конечно, в шоке. С подобным наш город никогда не сталкивался. Общественность гудит со вчерашнего вечера. Кто-то говорил, что, может быть, пожарная медленно ехала. Предъявляли претензии к тем, кто при эвакуации пытался спасти свои вещи. Некоторые жаловались, что по горячей линии не могли получить исчерпывающую информацию по той простой причине, что этой информации еще не было. Те же списки погибших, пострадавших долго не получалось уточнить.
В понедельник, 6 мая, в 7:40 в Москву прилетел первый после трагедии в «Шереметьево» рейс из Мурманска. Прибывшие в Москву 50 человек — родственники погибших, сообщает телеканал «Звезда». Их сопровождал сотрудник «Аэрофлота». В ближайшее время им предстоит опознать тела жертв катастрофы.