Возможен ли военный конфликт в Венесуэле и не придется ли Москве отправлять туда «ограниченный контингент»?
Лента новостей
Президент США сказал, что в Вашингтоне рассматривают все варианты помощи венесуэльцам. The Washington Post пишет, что силовое лобби побеждает
Президент США Дональд Трамп заявил, что на следующей неделе в Венесуэле «много чего произойдет». Как отметил американский лидер, США рассматривают все возможные варианты помощи венесуэльцам. Значит ли это, что Штаты собираются оказать военную поддержку силам, выступающим против президента Николаса Мадуро?
Есть ли военное решение венесуэльского конфликта? Официальный Вашингтон не исключает и такое. Правда, оговариваясь, что четкого плана действий у США пока нет. Хотя его контуры, судя по довольно жестким заявлениям госсекретаря Майка Помпео, различить уже возможно.
Издание The Washington Post пишет, что силовое лобби уже взяло вверх. По информации газеты, президент США долгое время не хотел ввязываться в латиноамериканский конфликт, однако на необходимости военной операции настаивает его советник по национальной безопасности Джон Болтон.
Этот сценарий, как отмечает The Washington Post, пока только прорабатывается, но глава Южного командования США адмирал Крейг Фаллер тем не менее уже мобилизовал вверенные ему войска, а исполняющий обязанности министра обороны Патрик Шанахан из-за событий в Венесуэле отменил запланированный визит в Европу.
В ближайшее время в США пройдет заседание Совета нацбезопасности, где и будет принято окончательное решение. О готовности американцев применить силу рассуждает профессор РАН Виктор Хейфец.
Виктор Хейфец профессор РАН «Если американцам нужно найти предлог для военной интервенции, они его рано или поздно найдут. Как раз это по факту 30 апреля планировали переворот, он провалился и показал, что либо договариваться не умеют, либо кто-то делал что-то вопреки договоренностям. А на улицы 30 апреля Гуайдо вышли поддержать несколько сотен человек, максимум несколько тысяч. Это значит, что у него поддержка тех, кто готов выходить на улицы, в общем, принципиально сокращается. Она и у Мадуро не растет, сокращается, ну и у Гуайдо. Я не готов ответить, насколько они готовы применить силу, пока, я думаю, это все-таки скорее угрозы. Самый простой вариант — это мгновенное вторжение через Колумбию. Другое дело, что это по времени наиболее затратный вариант. Самый быстрый с точки зрения и мощный — это бомбардировки и высадка десанта, но это чревато применением в ответ систем ПВО, которые в Венесуэле вполне современные».
Действующий глава Венесуэлы Николас Мадуро, похоже, решил, что пришло время сменить тактику. В результате первомайских протестов в стране задержаны сотни человек. Если раньше Мадуро в основном называл их агентами американской разведки, то теперь в его риторике все чаще проскальзывает констатация факта, что проблемы у страны есть и недовольных, оказывается, понять можно.
В четверг Мадуро прошел маршем по столице в окружении военных для демонстрации их преданности. Но вместо традиционных заявлений о том, что все под контролем, а воду мутят лишь американские марионетки, президент выступил в примирительном ключе, призвав региональные власти провести 4 и 5 мая «национальный день диалога, действий и предложений». Он заявил, что хочет принять план, «чтобы все изменить и исправить ошибки посреди битвы». Что означают эти заявления? Отвечает политолог и дипломат Олег Барциц.
Олег Барциц политолог и дипломат «Я убежден, что в предложенных обстоятельствах, что называется, Мадуро поступает абсолютно правильно, он пытается выжать максимум из того небольшого набора возможностей, которые у него есть сегодня. Мадуро 1 мая объявил о том, что начинает реализацию, как он назвал его, «великого плана», который принесет большие изменения в экономике, в социальной жизни и поможет, как он выразился, «исправить ошибки». Я думаю, что это единственный формат, в котором ему стоит действовать, поскольку очевидно, что силового разрешения этого противостояния не существует».
О том, что агрессивные шаги против Каракаса чреваты тяжелыми последствиями, в телефонном разговоре с госсекретарем Майком Помпео заявил глава российского МИД Сергей Лавров. Если Вашингтон решится на военную операцию, Москва намерена дать ответ, отмечает латиноамериканист Егор Лидовской.
Егор Лидовской латиноамериканист «Я вполне допускаю вариант, при котором мы отправим какой-либо ограниченный контингент для поддержки венесуэльской армии. Плюс ко всему, как известно, в Венесуэле находится большое количество российских вооружений, и по действующим контрактам, которые были заключены еще даже не при президенте Мадуро, а при президенте Чавесе, мы можем туда отправлять своих военных специалистов, чтобы в том числе обучать венесуэльских военных. Я думаю, что Россия в той или иной степени обязательно на эту угрозу ответит».
Лидер оппозиции Гуайдо объявил о начале всеобщей забастовки. Он повторяет мантру о скором «окончании узурпации власти» и к любым переговорам с Мадуро явно не готов.