Трамп пообещал, что в Венесуэле на следующей неделе «много чего произойдет»
Лента новостей
Ситуацию в стране он охарактеризовал как «ужасную», уточнив, что Вашингтон рассматривает все варианты помощи местным жителям. По мнению профессора РАН Виктора Хейфеца, применение американцами военной силы в Венесуэле «может стать шагом к третьей мировой войне»
Дональд Трамп 2 мая заявил, что на следующей неделе в Венесуэле «много чего произойдет». Президент США отметил, что американская сторона рассматривает абсолютно все варианты, чтобы помочь местным жителям. Сложившуюся ситуацию в республике, где накануне прошли масштабные протесты, он назвал «просто ужасной».
Во вторник, 30 апреля, в Венесуэле была осуществлена попытка госпереворота. Акции протеста оппозиции прошли во многих городах страны. В столкновениях с полицией пострадали десятки человек, более 150 активистов задержаны.
Газета The Washington Post со ссылкой на источники сообщает: помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон подталкивает Трампа к вторжению в Венесуэлу. Ранее о вероятном вмешательстве заявлял госсекретарь США Майк Помпео.
Исполняющий обязанности министра обороны США Патрик Шанахан из-за событий в Венесуэле отменил намеченный визит в Европу. Запланировано заседание Совета нацбезопасности США, на котором будут обсуждаться дальнейшие действия американской администрации в отношении Каракаса.
Насколько вероятно военное вмешательство американцев в дела Венесуэлы? Ситуацию комментирует профессор РАН Виктор Хейфец:
— Если американцам нужно найти предлог для военной интервенции, они его рано или поздно найдут. Как раз по факту 30 апреля они планировали переворот, он провалился и показал, что либо договариваться не умеют, либо кто-то делал что-то вопреки договоренностям. А на улицы 30 апреля Гуайдо вышли поддержать несколько сотен человек, максимум несколько тысяч. Это значит, что у него поддержка из числа тех, кто готов выходить на улицы, в общем, принципиально сокращается. Она и у Мадуро не растет, сокращается, ну и у Гуайдо. Я не готов ответить, насколько они готовы применить силу. Пока, я думаю, это все-таки скорее угрозы, поскольку, если они применят силу, это вполне может означать ответ, и не только со стороны Венесуэлы, это может стать шагом к третьей мировой войне.
— Если все-таки допустить это военное вмешательство, то каким оно может быть?
— Самый простой вариант — это мгновенное вторжение через Колумбию. В этом случае напрямую не происходит столкновения с самими венесуэльскими военными, которые там могут быть, с российскими или кубинскими. Другое дело, что это по времени наиболее затратный вариант. Самый быстрый и мощный — это бомбардировки и высадка десанта, но это чревато применением ответа систем ПВО, которые в Венесуэле вполне современные.
Агрессивные шаги против Каракаса чреваты тяжелыми последствиями. Об этом глава российского МИД Сергей Лавров заявил 1 мая в телефонном разговоре с Помпео.
Тем временем президент Венесуэлы Николас Мадуро после неудачной попытки госпереворота оппозиции призвал региональные власти провести 4 и 5 мая «национальный день диалога, действий и предложений». Он пояснил, что хочет принять план, «чтобы изменить все, улучшить все, исправить ошибки посреди битвы».
Что означают такие заявления? Некоторые эксперты говорят, что это всего лишь игра на публику, но политолог и дипломат Олег Барциц думает иначе.
— Я убежден, что в предложенных обстоятельствах, что называется, Мадуро поступает абсолютно правильно, он пытается выжать максимум из того небольшого набора возможностей, которые у него есть сегодня. Вчера, 1 мая, Николас Мадуро объявил о том, что начинает реализацию, как он назвал его, «великого плана», который принесет большие изменения в экономике, в социальной жизни и поможет, как он выразился, «исправить ошибки». Я думаю, что это единственный формат, в котором ему стоит действовать, поскольку очевидно, что силового разрешения этого противостояния не существует, если только исключить внешнее вмешательство со стороны США. Я очень надеюсь, что этого не произойдет и что США все-таки откажутся от этих агрессивных планов диктата и вмешательства во внутренние дела суверенных государств.
— Такой шаг можно назвать сменой тактики со стороны Мадуро?
— Безусловно. Это смена тактики, смена риторики и попытка нащупать какие-то новые форматы, которые могли бы помочь вывести страну из тупика. Я думаю, что один из таких же форматов будет происходить и в противоположном лагере, поскольку очевидно, что никакой тотальной поддержки военных кругов у Гуайдо нет.
Лидер оппозиции Хуан Гуайдо заявил, что 2 мая в Венесуэле начнется всеобщая забастовка. Он выразил уверенность в скором «окончании узурпации власти» со стороны Николаса Мадуро.