16+
Четверг, 28 ноября 2024
  • BRENT $ 72.96 / ₽ 7880
  • RTS726.78
1 мая 2019, 16:03 Компании

Минфин ответил авиакомпаниям: денег не дадим, сокращайте флот

Лента новостей

Такой «совет» министерство дало перевозчикам в ответ на их просьбу о компенсациях из-за роста цен на авиакеросин

Фото: YAY\TASS

Минфин предложил авиаперевозчикам оптимизировать издержки, сообщает РБК. Это стало ответом на просьбу авиакомпаний о получении компенсации из-за роста цен на авиатопливо. Что предшествовало этим событиям и к чему они могут привести?

Начать стоит с того, что в прошлом году нефтяники попросили у правительства компенсации. Россия проводит налоговый маневр, из-за которого повышается внутренняя стоимость нефтепереработки, а заодно с этого года в полтора раза увеличились акцизы на топливо.

За то, что нефтяники сдерживают внутренние цены на бензин, власти пообещали им компенсации. Уже тогда можно было предположить, что после этого к Минфину встанет очередь из тех, кто тоже хочет получить деньги. Так и произошло. Минтранс попросил для авиакомпаний 22,5 млрд рублей из-за того, что авиакеросин с середины 2017 года подорожал почти на 30%.

Кстати, сумма совсем небольшая по сравнению с тем, что получат нефтяные компании. Им, как недавно сообщили в Минфине, дадут почти полтриллиона рублей из Фонда национального благосостояния. Но с авиаперевозчиками министерство повело себя совсем по-другому. Если в двух словах: минимизируйте издержки, а конкретно: сокращайте флот, то есть количество самолетов. О том, что произойдет, если авиакомпании последуют этому совету, размышляет руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Олег Пантелеев руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» «Минфину придется объяснять правительству, почему, вопреки установкам увеличения мобильности населения, которые даны в том числе президентом, авиакомпании должны сокращать флот и тем самым сокращать подвижность населения. Вероятно, у Минфина на этот счет есть какие-то свои соображения, не исключено, что чиновники их озвучат. Сокращать флот — значит создавать искусственный дефицит предложения, а в этих условиях совершенно естественно, что появится возможность повышать тарифы».

Предложение Минфина противоречит планам крупнейших авиакомпаний. Они, наоборот, собирались увеличивать свой флот. Игроки рынка ждут, что пассажиропоток резко вырастет, и намереваются закупить самолеты, в том числе и отечественного производства. Если же сокращать парк, это может отразиться и на российском авиастроении, которое мы долгие годы мучительно возрождаем.

Если самолетов будет меньше, то, как уже замечено, повысится стоимость билетов. Как тогда быть с лоукостом, который власти тоже долго внедряли в отрасль? Что будет с турпотоком? Причем не только с внешним, но и с внутренним, который, снова приходится повториться, мы тоже долгие годы развиваем? Впрочем, выводы пока делать рано, речь идет всего лишь о предложении Минфина, говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

Майя Ломидзе исполнительный директор Ассоциации туроператоров России «Это одна из рекомендаций. Общая рекомендация предполагает просто сокращение издержек за счет возможностей самих авиакомпаний. Совершенно не факт, что перевозчики будут следовать этой рекомендации и не найдут других способов компенсировать возросшие затраты. Поэтому, на мой взгляд, преждевременно делать какие-то далеко идущие выводы о возможном дефиците перевозки или о возможном сокращении парка. Мне кажется, что это маловероятное развитие событий, особенно когда мы говорим о крупных перевозчиках, обеспечивающих большинство регулярных рейсов в стране».

В Минфине подсчитали, что прошлый год для российских авиакомпаний закончился с убытком в 50 млрд рублей. Основная причина — рост цен на авиакеросин. На него приходится треть затрат перевозчиков. Еще четверть — расходы на парк самолетов.

Но в предложении Минфина есть своя логика. Идея же не в том, чтобы просто сократить флот, скорее — оптимизировать. Например, на каких-то маршрутах есть избыток предложения. Так, может, не стоит летать туда, куда пассажиров и так перевезут?

Заодно можно вспомнить печальный опыт «Трансаэро», которая накупила самолетов, задолжала банкам четверть триллиона рублей и в итоге обанкротилась. Да и S7 в свое время чуть не ушла в небытие, но благодаря правильным решениям владельцев сумела расплатиться по долгам.

О реакции перевозчиков на идеи Минфина написал РБК. Источник в крупной авиакомпании тактично заметил, что там не со всеми мерами министерства согласны. Это можно понять. Всегда неприятно, когда одним деньги дают, а другим говорят: выкручивайтесь сами.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию