В России закрыли более 250 клиник пластической хирургии
Лента новостей
Росздравнадзор проверил свыше 1200 учреждений — в 70% из них выявлены нарушения. Как возникла такая ситуация?
Основные претензии к закрытым клиникам — это отсутствие круглосуточного наблюдения пациентов, использование незарегистрированных или фальсифицированных лекарств, а также низкая квалификация хирургов. Кроме того, не все клиники имеют достаточное оснащение.
В мае прошлого года Минздрав расширил перечень оборудования. Теперь в каждой клинике должны быть стационарный рентгенаппарат, маммограф, кабинет переливания крови и своя лаборатория. Далеко не каждая частная клиника может себе позволить эти новшества, особенно если она небольшая. Да и сами хирурги говорят, что все это не нужно — обследование пациент проходит до операции и ресурсов для этого предостаточно.
Президент компании «Бьюти Плаза» Александр Тепляшин входит в пятерку лучших пластических хирургов мира. Он говорит, что встряхнуть эту отрасль в России давно пора. Получить лицензию раньше было довольно просто, и много врачей ринулись в пластическую хирургию, не имея никакого опыта, а ради снижения цен некоторые клиники стали использовать некачественные материалы. Но не все так однозначно, говорит Тепляшин.
Александр Тепляшин президент компании «Бьюти Плаза» «Причины разные, наведение порядка и в то же время это вопрос в какой-то степени монополизации рынка. Слишком много развелось нашего брата, потому что бесконтрольно выдавали лицензии. Уже там ниже нижнего, знаете. В поликлиниках стали под видом иссечения рубцов, уши делать за какие-то копейки, пластика век вообще в каждой подворотне. Но когда увеличено количество, неизбежно страдает качество. Люди, которые командуют этим рынком, связаны с правительством — это моя версия. Они же имеют свои центры, и они пытаются сократить количество действующих врачей для того, чтобы поднять цены на эти услуги. Эстетическая медицина — это отрасль бизнеса, там большие деньги крутятся».
Одна из причин усиления контроля — гибель пациентов после пластических операций. В прошлом году летальных исходов было шесть. Это, конечно, немного по сравнению с общей статистикой смертей на операционном столе, но каждый случай вызвал широкий резонанс. Вот что говорит ведущий хирург клиники «Фрау Клиник» Сергей Блохин.
Сергей Блохин ведущий хирург клиники «Фрау Клиник» «Хирургия есть хирургия, там форс-мажоры могут возникать. Просто отношение к пластической хирургии очень негативное — типа человек по своей дури пришел, ему сделали, а он погиб. Но это операция. Любая операция может привести к летальному исходу. Да, могут быть нарушения определенные со стороны хирурга, анестезиолога, персонала. Надо случай каждый разбирать. Но это должны быть объективные расследования, а не уничтожение отрасли».
Но если гибель пациента случается редко, то неудачные операции — сплошь и рядом. Один из громких скандалов произошел недавно в Краснодаре с врачом Аленой Верди. Якобы она делала операции дома, а ее диплом вызвал вопросы у следователей. Заявление на хирурга подала пациентка, у которой после пластики живота возникла опухоль. 5 апреля Верди арестовали. Оказалось, что у ее клиентки были серьезные заболевания, среди которых гепатит и сахарный диабет. Тем не менее операцию ей все-таки провели.
Москвич Сергей Каплан неоднократно делал пластику, и не все операции были удачными. По его словам, если вам рассказали о возможных последствиях и даже отговорили от операции — считайте, попался хороший хирург. Но чаще с пациентами это не обсуждают.
— Говорится очень скользящими фразами: «Мы не знаем, как поведет себя организм и как будет проходить процесс заживления». Все последствия описываются в договоре и мелким шрифтом. Как правило, его никто не читает.
— Оговаривается ли, если операция неудачная? Как это будет решаться?
— Нет, это тоже не оговаривается. Если это, например, институт пластической хирургии, то, как правило, они делают это за свой счет. А в частных, в каких-то маленьких клиниках, как правило, пытаются от вас избавиться».
Пациентам не объясняют, что даже у такой простой операции, как корректировка носа, могут быть неприятные последствия, а грудные импланты нужно менять через десять лет. Как говорят бывшие пациенты, зачастую результат пластики не оправдывает ожиданий, а судиться с клиникой бесполезно. На случай негативных последствий помогло бы страхование ответственности врача, существующее в других странах. Но власти этот вопрос пока не рассматривают.