«Раскачать рынок не удалось». Почему YotaPhone не оправдал надежд?
Лента новостей
Суд признал банкротом головную структуру производителя смартфонов. Прототип YotaPhone представили в 2010 году, он стал первым телефоном с двумя экранами
Верховный суд Каймановых островов, где зарегистрирована Yota, признал головную структуру производителя смартфонов Yota Devices банкротом. Иск о банкротстве Yota подала сингапурская компания Hi-P Electronics, которая ранее поставляла дисплеи для первых смартфонов бренда Yota Phone. Причиной обращения в суд стал долг Yota поставщику в размере 1 млн долларов.
Первый вариант смартфона YotaPhone российская телекоммуникационная компания «Скартел», которая работает под брендом Yota, представила девять лет назад. В 2013 году для производства смартфонов была выделена специальная компания Yota Devices. Через три года она отошла под управление к китайскому инвестору.
YotaPhone стал первым телефоном с двумя экранами. Почему российский смартфон не оправдал надежд? Этот вопрос Business FM обсудила с ведущим аналитиком Mobile Research Group Эльдаром Муртазиным. С ним беседовал Сергей Бобрик.
— Основная проблема Yota Devices и YotaPhone первого и второго поколения была в том, что это были устройства уникальные, дорогие, неправильно подобранная целевая аудитория, как следствие, приходилось снижать цены ниже себестоимости, продавать их в минус, это экономически и привело к банкротству компании, причем оно де-факто состоялось намного раньше, чем заполнили эти документы, уже второе поколение телефона YotaPhone показало, что оно нежизнеспособно. Тем не менее это был российский продукт в современном прочтении этого смысла, то есть он был разработан российской компанией, российскими инженерами. То, что он производился в Сингапуре, не сказалось на нем как-то негативно, он воспринимался именно как российская разработка.
— Кто покупал YotaPhone?
— YotaPhone первого поколения стал в какой-то мере политическим проектом, очень многие чиновники приобрели его себе, очень многим чиновникам дарили такие телефоны, это была первая и основная аудитория. Вторая аудитория — это гики, те, кого называют энтузиастами технологий, их было примерно сравнимое количество. Но если мы говорим про массовую аудиторию, то покупатель просто не понял, почему он должен платить стоимость флагмана от Samsung или Apple за неизвестный ему продукт. В результате этот продукт просто не пошел на массовом рынке.
— Говорят, YotaPhone 3 можно в Китае заказать, а в России он не продается. Получается, это уже какие-то самостоятельные китайские разработки?
— Yota Devices продали свой пакет компании фактически китайскому фонду, это случилось уже во времена YotaPhone 3, этот смартфон в России даже не появлялся. В общем-то, на этом история Yota Devices как российской компании де-факто закончилась. То, что мы видим сейчас, это длинный хвост: юридическое закрытие компании, обязательств и прочее. Но если говорить о том, когда прекратилась история Yota Devices, она прекратилась именно в момент, когда встали продажи YotaPhone 2.
— Китайская компания будет продолжать производство и просто сменит бренд?
— Китайская компания, китайский фонд продавал YotaPhone 3 именно как YotaPhone в Китае. Продажи были очень низкими. Будущего у этого проекта нет, потому что есть конкурирующие решения от разных китайских компаний, которые тоже непопулярны. Исходя из этого, создавать такие устройства сегодня просто безумие, они все равно не будут продаваться. Раскачать рынок не удалось.
Мнения пользователей о YotaPhone неоднозначны — от «отличный телефон» до «хуже не бывает». Есть отзывы о том, что он «сыроват, дороговат и крупноват», а для кого-то он «шикарный и бюджетный телефон». Есть и совсем необычное мнение: «Если не звонить, то отлично».