16+
Пятница, 27 декабря 2024
  • BRENT $ 73.83 / ₽ 7326
  • RTS864.09
18 апреля 2019, 21:34 Политика

Останется ли Украина без российского топлива?

Лента новостей

Россия ограничила поставки на Украину нефтепродуктов и угля. Теперь для их осуществления надо получать специальное разрешение Минэкономразвития

Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Москва в четверг, 18 апреля, ограничила поставки нефтепродуктов и угля Украине. Киев сильно зависит от наших энергетических товаров. Как он их получает сейчас и как, возможно, будет получать дальше?

Нельзя говорить, что Россия запретила экспорт топлива на Украину. Запретила нефть. Но Украина и так почти не покупает российское сырье, давно заменив его азербайджанским. Самое главное — это, конечно, нефтепродукты. Но мы не запретили их вывоз, а лишь ограничили.

Чтобы поставить на Украину бензин и дизель, нужно будет получить специальное разрешение Минэкономразвития. На каких основаниях оно будет его выдавать или отказывать — неизвестно. Украина получает примерно 40% нефтепродуктов из России.

Недаром в некоторых кругах не раз возмущались: мы тем самым помогаем Киеву воевать в Донбассе, заливая солярку в их военную технику. Правда, Украина покупает большие объемы в Белоруссии. Но это тоже российское топливо, реэкспорт. Ситуацию комментирует украинский экономист Александр Охрименко.

Александр ОхрименкоАлександр Охрименко президент Украинского аналитического центра «Нефть Россия на Украину давно не поставляет, больше десяти лет, так что здесь запрет никакого значения не имеет. А вот нефтепродукты — в этом году почти половина импортных нефтепродуктов поступает из России. Так что в принципе да, действительно, для Украины это очень существенно. Я так понимаю, что если Россия не поставит, будут покупать больше в Белоруссии, потому что все предыдущие годы Украина очень много покупала нефтепродуктов в Белоруссии. Понятное дело, что это российская нефть, но покупали в Белоруссии».

Если поставки из России действительно сократятся, то они, естественно, вырастут из Белоруссии. Наши минские коллеги, конечно, не упустят случая воспользоваться ситуацией и поднять для Киева цены на моторное топливо. Упрекать их в этом будет сложно, так делают все страны, даже самые «братские».

Подорожание бензина станет ударом для украинской экономики, особенно сейчас, когда идут активные полевые работы. Это и рост цен, и возможное в будущем сокращение экспорта украинских сельхозпродуктов. Но есть еще одна коллизия: у нас ведь непростые отношения и с Минском, и они как раз связаны с поставками нефти.

Совсем недавно Белоруссия пообещала поднять цены на транзит. Потом Александр Лукашенко и вовсе сообщил, что остановит трубу на ремонт. Это, конечно, еще сильнее осложнит ситуацию для Украины, потому что белорусские нефтепродукты — это переработанная российская нефть. Если бы не одно «но»: Белоруссия зарабатывает на поставках нашего сырья миллиарды долларов, и в остановку транзита никто не верит, говорит белорусский экономист Сергей Шиптенко.

Сергей Шиптенко белорусский экономист «Прекращение транзита невыгодно Белоруссии по очень многим причинам. В течение буквально двух-трех месяцев это приведет к комплексному социальному, экономическому и политическому кризису в Белоруссии. Это очень сильно осложнит ситуацию в свете того, что в Белоруссии фактически стартовала президентская кампания. Поступления от транзита, поступления от экспорта нефтепродуктов — очень важные части наполнения государственного бюджета».

Еще одна важная статья — это уголь и кокс. Когда-то Украина была экспортером этих товаров, но из-за войны в Донбассе и прекращения экономических отношений с непризнанными республиками стала импортером. Часть угля Киев покупает в США, как свидетельствует украинская налоговая, на американские поставки приходится почти треть.

Хотя к украинской статистике всегда следует относиться с известной долей скепсиса, все равно остальные поставки угля, в том числе энергетического, от которого зависит работа украинских электростанций, идут из России. Из Белоруссии, кстати, тоже, хотя эта страна никогда не была угольной державой.

Есть устойчивое мнение, что все это не только наш уголь, но в первую очередь донбасский. Просто в процессе путешествия через границы он волшебным образом превращается в российский или белорусский. Но уголь, как и нефтепродукты, Москва тоже не запрещает поставлять, тоже по решению Минэкономразвития. Поэтому все, что сейчас заявило наше правительство, больше похоже на угрозу: если что, отрубим дизель и кокс.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию