Реформа госзакупок: станет ли бюрократически легче потратить 300 тысяч рублей?
Лента новостей
Дума в третьем чтении рассмотрит закон о госзакупках. Поправки к нему предложил Дмитрий Медведев. Самая заметная из них — разрешить закупать товары и услуги стоимостью до 300 тысяч рублей без конкурентных процедур
В Госдуме 18 апреля пройдет третье, итоговое чтение закона о реформе госзакупок. Накануне премьер Дмитрий Медведев предложил несколько поправок. Пожалуй, самая важная из них — закупать товары и услуги стоимостью до 300 тысяч рублей без определенных процедур.
Правительство предлагает проводить госзакупки до 300 тысяч рублей без конкурентного отбора, то есть без торгов, долгого выбора поставщика из нескольких предложений с самыми низкими ценами, по прямому контракту.
Грубо говоря, понадобилось властям починить дорогу на 300 тысяч или купить мебель, пришли к бизнесмену, обо всем договорились и быстро, без проблем починили, а то случается, что сам аукцион со всеми бюрократическими процедурами отнимает больше сил и денег, чем тот продукт или услуга, которая понадобилась государству.
Сейчас такое правило действует в пределах 100 тысяч рублей. Рассказывает глава Ставропольского сельского поселения в Ленинградской области Виталий Овлаховский.
Виталий Овлаховский глава Ставропольского сельского поселения в Ленинградской области «В прошлом году было срочно надо: промыло яму в грунтовой дороге. Позвонили жители, мы вызвали подрядчика, он сделал быстренько смету, мы ее проверили в экспертизе на соответствие и заключили контракт с единственным поставщиком. И у нас этот вопрос решился в течение недели-полутора».
Но есть другая сторона. Взглянем на цифры, которые Business FM предоставил проект «СПАРК-Маркетинг». Ежегодно государство проводит закупки на шесть с лишним триллионов рублей. Из этих денег госзаказы до 300 тысяч рублей составляют примерно 3%. Но если посмотреть по количеству таких заказов, то это половина от всех контрактов, то есть каждая вторая госзакупка — в пределах 300 тысяч.
Самое важное — сферы, на которые приходятся такие заказы. Это компьютеры, нефтепродукты, канцтовары. Даже в небольшом городке найдется как минимум два-три продавца офисной техники, бензина или бумаги, а то и пять-шесть, и все они ожесточенно конкурируют. Так зачем же убирать конкуренцию там, где она действительно есть, задается вопросом руководитель проекта «СПАРК-Маркетинг» группы «Интерфакс» Галина Джанбаева.
Галина Джанбаева руководитель проекта «СПАРК-Маркетинг» группы «Интерфакс» «Здесь большой вопрос: а правильно ли регулировать именно таким образом, как сейчас нам говорит правительство, как собирается это сделать? Потому что, на наш взгляд, регулирование нужно не размазывать по всему госзаказу, а идти отраслевым методом. Какой смысл загонять единственного поставщика в конкурентные отрасли? Вы сделайте работу заказчиков более адекватной с точки зрения услуг, например, а не продуктов типовых, стандартных и так далее».
Дело даже не в коррупции. Заказ на 300 тысяч рублей — это не тот уровень, где государство теряет большие суммы. Пусть будет конкуренция там, где она от природы есть. Пусть продавцы компьютеров соревнуются, чтобы поставлять их в администрацию. И не лучше ли не просто написать в законе сумму контракта, а разделить все по отраслям?
Например, услуги, допустим, установка и поддержка софта. Пусть администрация без торгов выбирает тех, кто лучше всего себя зарекомендовал на рынке. Или логистика, транспорт: в небольшом городке знают, кто всегда привозит вовремя и без накладок. Иначе начинается занижение цены, низкое качество. Совсем абсурдный пример приводит башкирский предприниматель Дмитрий.
— Объявили на строительство водопровода технадзор. Там была совсем небольшая сумма, около 200-300 тысяч рублей, и из соседнего района люди согласились осуществлять этот технадзор вообще бесплатно, то есть нулевая цена была.
— И осуществили в итоге?
— Успели предупредить наш местный технадзор, чтобы он тоже дал нулевую ставку. Скажем так, договорились, что он якобы вперед дал предложение о нулевой ставке и осуществлял технадзор на общественных началах.
Кстати, на что рассчитывали странные конкуренты, собираясь бесплатно оказывать услуги по технадзору, — вопрос. Может быть, тоже хотели договориться? Так, может, проще в таких сферах сразу договориться с теми, кто за приемлемые цены все сделает качественно? Заодно облегчить процедуру и властям — экспертиза, проверка сметы, обоснования цены.
Ведь даже у чиновника из Ленинградской области процесс починки дороги занял полторы недели. В наших нынешних реалиях кажется, что это очень быстро. Но ведь речь шла о том, чтобы за 23 тысячи рублей просто засыпать яму. Кстати, тем, кто ездит по таким дорогам, полторы недели совсем не кажутся быстрыми.