Слова о «петухах» и корейском певце спровоцировали драки с Кокориным и Мамаевым
Лента новостей
Подсудимые частично признали вину по делу о драках в центре столицы. Первые свидетели поведали о причинах, вызвавших потасовки
В Пресненском суде Москвы сегодня началось рассмотрение уголовного дела полузащитника футбольного клуба «Краснодар» Павла Мамаева, нападающего «Зенита» Александра Кокорина и его младшего брата Кирилла, а также детского тренера Александра Протасовицкого. Осенью прошлого года все четверо оказались замешаны в двух драках в центре столицы. Обвиняемые в хулиганстве, побоях и причинении легкого вреда здоровью фигуранты вину признали частично, отрицая предварительный сговор.
Процесс по резонансному делу стартовал при большом скоплении СМИ. Репортеров было так много, что очередь у входа в суд растянулась на несколько метров. Пока всех досмотрели, прошло полтора часа. Поэтому вместо полудня слушание началось лишь в половине второго. В зал попали лишь несколько журналистов: почти все свободные места заняли родственники спортсменов, а также студенты-юристы, которых прислали в суд на практику. Остальным пришлось довольствоваться телетрансляцией, которая была двумя этажами выше. Но и там помещение было забито до отказа, так, что пришлось заносить дополнительные скамейки.
Доставленные из «Бутырки» подсудимые старались не унывать. Увидев в зале родственников, они радостно им закивали. Прежде, чем прокурор Светлана Тарасова озвучила обвинительное заключение, адвокат Андрей Ромашов обратился к судье с просьбой. Он попросил помещать подсудимых в отдельные конвойные помещения, «где нет курящих», так как те являются профессиональными спортсменами. Елена Абрамова обещала просьбу учесть.
«Непристойное поведение»
Из обвинительного заключения следовало, что «в точно не установленное следствием время и месте», но не позднее 7 часов 6 минут 8 октября 2018 года подсудимый Кирилл Кокорин вступил в преступный сговор со своим братом Александром Кокориным и ранее знакомыми ему Павлом Мамаевым, а также Александром Протасовицким. Их умысел был направлен на причинение вреда здоровью ранее незнакомым гражданам. Соучастники «заранее распределили роли». Находясь в общественном месте, на 2-й Брестской улице возле стриптиз-клуба «Эгоист», желая противопоставить себя окружающим и демонстрируя им свое пренебрежение, а также «осознавая свое в высшей степени непристойное и преднамеренное поведение», они в ходе словесного конфликта, используя незначительный повод, из хулиганских побуждений нанесли телесные повреждения ранее незнакомому им Виталию Соловчуку. По словам прокурора, Соловчук — водитель ведущей Первого канала Ольги Ушаковой — получил закрытую черепно-мозговую травму, гематомы, перелом носа и сотрясение головного мозга. Своими действиями подсудимые причинили ему легкий вред здоровью (ч. 2 ст. 115 УК РФ), указала гособвинитель.
После этого компания в сопровождении нескольких друзей отправилась кутить в кафе «Кофемания» на Большую Никитскую улицу. Там подсудимые устроили драку с директором департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Денисом Паком и генеральным директором ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ» Сергеем Гайсиным.
Молодые люди вели себя в заведении крайне вызывающе: выражались нецензурной бранью, кричали, клали ноги на стол, «тем самым демонстрируя свое непристойное поведение, возмущающие и оскорбляющие нравственные чувства людей и свидетельствующие об издевательском к ним отношении, открыто демонстрируя своими действиями вызов общественному порядку». Тарасова отметила, что в качества повода для драки друзья использовали «обоснованное и корректное замечание гражданина Пака» об их неподобающем поведении». Кирилл Кокорин ударил Пака в область головы и руки, а его старший брат использовал «в качестве оружия» стул. В итоге чиновник получил закрытую черепно-мозговую травму и сотрясение головного мозга. Досталось и поспешившему ему на подмогу директору ФГУП «НАМИ» Сергею Гайсину: Мамаев и Кокорин-младший принялись бить его в голову, а Протасовицкий схватил Гайсина за шею, «мешая противостоять незаконным действиям». Прокурор отметила, что Гайсину разбили губу.
Действия всех подсудимых обвинение по данному эпизоду трактовало как хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 213 УК РФ), а также умышленное причинение легкого вреда здоровью, совершенное из хулиганских побуждений с применением предметов, используемых в качестве оружия (ч. 2 ст. 35 УК, п. «а» и «в» ч. 2 ст. 115 УК РФ) в отношении потерпевшего Пака. Кириллу Кокорину, Павлу Мамаеву и Александру Протасовицкому также добавили нанесение побоев (ч. 2 ст. 35 УК РФ, ст. 116 УК РФ) Сергею Гайсину.
Частичное признание вины
После того как прозвучало обвинение, подсудимые заявили, что оно им понятно, однако вину они признают только частично. «Я не признаю хулиганские побуждения. Побои Соловчуку признаю, побои Гайсину не признаю, побои Паку признаю частично», — заявил Кирилл Кокорин. А его старший брат сказал, что категорически не согласен с обвинением в хулиганстве и причинение легкого вреда здоровью Соловчуку.
Павел Мамаев подчеркнул отсутствие предварительного сговора, который, по его словам, не подтвердил ни один из 61 допрошенного на следствии свидетеля. «Побои, причинившие легкий вред здоровью Соловчука, я признаю, но это было не из хулиганских побуждений. К Паку никакого отношения не имею, это видно по видеозаписи. Что касается Гайсина, то побои я не признаю, потому что, с учетом очных ставок, у него повреждения, как показала судмедэкспертиза, совершенно в другом месте, нежели он показал», — заявил спортсмен.
Александр Протасовицкий также настаивал на отсутствии предварительного сговора. Он признался, что дважды ударил Соловчука. «Больше ничего. По Гайсину было удержание за шею с целью предотвращения конфликта, как он сам это подтверждает на очной ставке», — сказал подсудимый.
Про «петухов» и неметкого Мамаева
Представление доказательств прокуратура решила начать с допроса потерпевших, однако из них никто не пришел. Зато в суд явились трое свидетелей. Первого — Карена Григоряна — допрашивали несколько часов. Друг Александра Кокорина рассказал много интересного. В частности, он поведал о причинах драк, которые, на его взгляд, спровоцировали сами потерпевшие. Так, он заявил, что Виталий Соловчук первым ударил Мамаева. Ссора же вспыхнула после того, как тот обозвал спортсменов и их друзей «петухами». По словам Григоряна, после того как ночной клуб закрылся, компания вышла на улицу и вызвала такси. «Они подумали, что Соловчук таксист, а водитель им ответил: «Я таких петухов не вожу». И с этого все началось», — поведал свидетель. Позже Григорян уточнил, что в джип Соловчука забралась одна из девушек, с которой они познакомились в клубе. Именно она приняла внедорожник за такси.
Григорян рассказал и о подробностях драки, в которой приняли участие Александр Кокорин, его младший брат Кирилл, Павел Мамаев и Александр Протасовицкий. Из показаний молодого человека следовало, что Мамаев хотел ударить шофера, но промахнулся. На вопрос прокурора почему, Григорян ответил: «Неопытный, наверное», вызвав смех в зал. Друзья разняли дерущихся, а Соловчук самостоятельно покинул место драки, признав: «Я готов отвечать за свои слова».
Прокурор нашла в показаниях Григоряна на следствии и в суде расхождения. Протокол его допроса огласили. Оказалось, что начало конфликта свидетель и правда ранее излагал по-другому. На следствии Григорян, ссылаясь на слова Мамаева, говорил, что водитель Меrcedes якобы предлагал подвезти одну из девушек, но она сказала, что поедет с молодыми людьми. В этот момент водитель и заявил, что «этих петухов не повезет». Мамаев потребовал, чтобы водитель вышел и объяснил, почему он так назвал их.
Что же касается стычки в «Кофемании» на Большой Никитской, то свидетель сообщил, что конфликт с чиновником Минпромторга Денисом Паком начался после того, как к нему обратился Александр Протасовицкий. Он решил, что посетитель очень похож на корейского певца, исполнителя песни «Гангам Стайл». В ответ Пак высказался нецензурно: «А вы похожи на кучку... Это слово начинается на «у» и заканчивается на «ы», — сказал свидетель, не решившись произнести в суде нехорошее слово.
Во время допроса Григоряна прокурор Светлана Тарасова задавала ему вопросы, из которых следовало, что компания пьяных друзей слишком вольно вела себя в кафе. Сопровождавшие спортсменов две девушки «сидели верхом» на Александре Кокорине и Павле Мамаеве и целовались с ними. Одна из них залезала под стол, изображая, по словам гособвинителя, «имитацию половой близости».
Попытка остановить драку
Григорян рассказал, что первым к Паку подошел Кирилл Кокорин, переспросив: «Как вы нас обозвали?» К нему присоединился его старший брат Александр, прихватив стул, чтобы «присесть и поговорить», но в результате ударивший им чиновника. «Тебя на ровном, просто так на ровном месте оскорбили, это же ненормально!» — защищал подсудимых свидетель. Отвечая на вопросы защитников, Григорян заверил, что обе драки вспыхнули спонтанно, никто из подсудимых заранее не договаривался о том, чтобы кого-то избить. Со стороны же потерпевших имела место провокация.
Григорян как мог защищал друзей. Так, он настаивал, что никто из них не ругался матом, замечаний окружающие им не делали, а Денис Пак и Кокорин-старший вообще в конце концов помирились и выходили из кафе «на хорошей ноте».
Кстати, оказалось, что свидетель сам принимал непосредственное участие в конфликте с чиновником Минпромторга — в ходе ссоры с Паком он плеснул в него виски. Григорян также пытался оправдать действия Протасовицкого, заявив, что тот взял Гайсина за шею, «чтобы как-то успокоить людей».
«Протасовицкий сравнил Пака с неким певцом. Он действительно похож?», — уточнила у свидетеля судья. «Одно лицо», — поддержали утвердительный ответ адвокаты.
Также на первом заседании выступила свидетельница Екатерина Бабкова. Она была была очевидцем двух конфликтов, подтвердив версию, изложенную Кареном Григоряном. Девушка, в частности, рассказала, что когда Соловчука сильно избили и он упал на асфальт, то она легла на него, чтобы как-то остановить драку.
Третий свидетель — посетитель кафе «Кофемания» Игорь Краснов подтвердил, что в кафе Денис Пак разговаривал с футболистами на повышенных тонах, но в итоге стороны помирились и сошлись на отсутствии взаимных притензий друг к другу. Процесс продолжится 10 апреля в 12:00.