Будут ли расти цены на топливо, как правительство простимулировало нефтяников и когда введут лицензирование экспорта?
Лента новостей
Вице-премьер Дмитрий Козак и министр энергетики Александр Новак дали эксклюзивные интервью Business FM на Красноярском экономическом форуме
На розничном рынке топлива не будет никаких резких скачков, несмотря на то, что соглашение с нефтяниками о стабилизации цен истекает 31 марта, а новое пока не подписано. Оно будет продлеваться примерно на тех же условиях.
Как пояснил Business FM вице-премьер Дмитрий Козак, цены на бензин и дизтопливо могут расти только в пределах инфляции. И то не сразу.
Дмитрий Козак заместитель Председателя Правительства РФ «Нефтяники умеют держать слово в этих же соглашениях в отношении дальнейшего роста цен до конца года. Есть соответствующие положения, в которых записано, что они не могут расти темпами выше инфляции, при этом равномерно в течение года: не сразу весь темп прогнозируемой инфляции на 4%, а по 0,4% в месяц. Поэтому я уверен: никаких резких изменений на рынке топлива не будет. Поэтому то, что [срок] соглашений истекает в воскресенье. Сейчас ведутся переговоры со всеми нефтяниками по поводу заключения дополнительного соглашения о продлении. Истечение самого соглашения не мешает заключить любое соглашение о том, чтобы распространить его действие еще на один квартал».
Принципиально вопрос решен. Главная позиция нефтяников заключалась в том, что при продаже топлива на внутреннем рынке они несут убытки. Чтобы этого не было, правительство приняло решение снизить условные внутренние цены на бензин и дизтопливо в формуле так называемого демпфирущего механизма. Уровень цены, от которой рассчитывается компенсация при поставке топлива на внутренний рынок по сравнению с экспортом, будет снижена до 51 тысячи рублей за тонну для бензина и 46 тысяч для дизеля. Раньше было 56 и 50 тысяч соответственно. Благодаря этому нефтяники смогут компенсировать до 60% недополученной прибыли от реализации топлива на внутреннем рынке.
Казне это обойдется от 110 до 190 млрд рублей. Правительство к этому готово, подчеркнул Козак.
«У нас есть консолидированная позиция федеральных органов исполнительной власти, включая Минфин, о необходимости уточнения демпфирующей надбавки, демпфирующего акциза на бензин. Это согласованное решение, утвержденное председателем правительства. Поэтому здесь уже не может быть никаких дискуссий. Речь может идти только об источниках выплаты этого демпфирующего акциза».
Дополнительные правительственные совещания с участием экспертов и представителей отрасли пройдут в понедельник, сказал вице-премьер.
«Мы в понедельник проведем дополнительные правительственные совещания с участием экспертов и представителей отрасли, чтобы уточнить, прежде всего, механизм, альтернативный заградительной пошлине для регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов. Решим окончательно, в какой форме будет подписано дополнительное соглашение — без корректировок каких-то параметров или с корректировками».
Альтернативой заградительной пошлине должно стать лицензирование экспорта. Этот вопрос является своеобразным камнем преткновения в переговорах нефтяников с правительством, рассказал Козак.
«Что касается введения вот этого квазилиценизирования, контроля экспорта, этот вопрос действительно стал некоторым камнем преткновения, потому что необходимо от себя еще раз проговорить, хотя в октябре проговаривали такой механизм, как альтернатива заградительной пошлине, и в принципе было всеобщее согласие. Сегодня возникла потребность уточнить, на каких условиях это может быть введено, когда, в какое время, постоянно или временно. Это станет как раз предметом правительственных совещаний на следующей неделе».
Лицензирование экспорта — это своеобразный страховочный механизм. Он не позволит перекупщикам продавать топливо на экспорт по высоким ценам. Продавать бензин и дизтопливо получат право те, кто добывает нефть и перерабатывает ее. При этом обеспечив определенный объем топлива на внутреннем рынке, объяснил в интервью Business FM министр энергетики Александр Новак.
Александр Новак министр энергетики РФ «Этот механизм обсуждался. И он рассматривался как альтернативный механизм запретительной экспортной пошлины. Как вы знаете, у нас в законодательстве сейчас была принята такая норма, что при чрезвычайных ситуациях на рынке могут быть введены запретительные экспортные пошлины. Но мы считаем, что это инструмент гораздо более худший, чем лицензирование, потому что он тогда может создать очень негативные условия для нефтепереработки, и мы можем получить просто дефицит нефтепродуктов на рынке. Поэтому прорабатывался и обсуждался еще осенью альтернативный механизм лицензирования экспорта нефтепродуктов, который, в свою очередь, является и страховочным. То есть в обычной практике он не нужен, поскольку при нормальных ценах сейчас ситуация стабильная и нет мотивации у перекупщиков покупать на внутреннем рынке и реализовывать на экспорт. Но в случае, если цены будут высокими на мировых рынках на нефть, например, цены выше 85 или 90 долларов, такая ситуация может быть и бывала в предыдущие годы, мы должны иметь страховочный механизм. И лицензирование как раз и является этим страховочным механизмом, чтобы исключить перекупку нефтепродуктов, разрешить поставлять на экспорт только производителям и, соответственно, тем, кто является первым давальцем на переработку».
Как заявил Новак, заморозку цен на топливо продлевать больше не будут. При нормальной работе всех механизмов рынок сам будет регулировать цены на бензин и дизтопливо, и по всей логике, расти они не должны.