16+
Пятница, 27 декабря 2024
  • BRENT $ 73.25 / ₽ 7269
  • RTS878.30
1 апреля 2019, 08:04 Недвижимость

Владимир Ефимов: «В рейтинге ООН по цифровизации городов мира Москва заняла первое место»

Лента новостей

О новых технологиях и цифровом будущем столицы Business FM побеседовала с заместителем мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимиром Ефимовым на международной выставке недвижимости MIPIM

Владимир Ефимов.
Владимир Ефимов. Фото: Пресс-служба Комлекса экономической политики и имущественно-земельных отношений города Москвы

Международная выставка MIPIM в Каннах интересна не только своей официальной программой, но и разговорами в перерывах между круглыми столами, лекциями и презентациями. В юбилейном для выставки 2019 году значительная часть ее экспозиции называлась MIPIM PropTech и была посвящена новым технологиям в сфере недвижимости.

Впрочем, одними Каннами дело не ограничивается: мероприятия серии PropTech, глобальным партнером которых стала в этом году международная консалтинговая компания JLL, пройдут чуть позже в Париже, Нью-Йорке и Гонконге. Как отметил Шарль Будэ (управляющий директор JLL во Франции, член совета директоров JLL в регионе EMEA, отвечающий за направление цифровизации), MIPIM PropTech дает профессионалам рынка недвижимости и технологическим стартапам возможность окунуться в мир инноваций, цифровой трансформации и заглянуть в будущее индустрии.

На тему новых технологий и цифрового будущего Москвы Business FM побеседовала с заместителем мэра Москвы по экономической политике и имущественно-земельным отношениям Владимиром Ефимовым. Тем более что Москве как раз есть что предъявить миру.

Цифровизация: что Москва вкладывает в это понятие? Когда мы говорим, что строим цифровой город, это о чем?
Владимир Ефимов: Цифровизация ради цифровизации не имеет никакого смысла, поэтому прежде всего мы подразумеваем создание экосистемы инфраструктуры, которая была бы удобна и комфортна потребителю. Возьмем, к примеру, цифровизацию государственных услуг: там стоит задача создавать документы исключительно в информационных системах, в машиночитаемом виде. Это ускоряет обмен информацией, но, что существеннее, создает те самые «большие данные», которые впоследствии позволяют принимать более быстрые и более грамотные управленческие решения.

На примере имущественного комплекса Москвы могу сказать: в нашей сфере перевод госуслуг в цифровую форму позволил сократить сроки более чем в два раза, и, что, может быть, еще важнее, заметно улучшился такой показатель, как оказание услуг с первого раза. Раньше из-за тех или иных ошибок при заполнении форм, составлении заявок, оформлении выписок и так далее с первого раза услугу получали лишь 25% заявителей. Только вдумайтесь: лишь одному из четырех обратившихся удавалось сделать все и сразу, остальные заходили по второму, третьему, четвертому кругу! А сейчас все наоборот: для 75% заявителей первое обращение — оно же единственное. За счет чего это стало возможно? Заявления мы принимаем исключительно в электронной форме, машина сама на стадии формирования документа проверяет и правильность его заполнения, и необходимость и достаточность сведений, которые предоставляет заявитель. При этом все необходимые документы от смежных органов власти мы запрашиваем сами в машиночитаемом виде, что исключает возможность ошибок. В итоге — скорость, надежность и качество, а как раз за этим к нам и приходят.

Да, но это лишь одно направление. А если бы мы приняли за 100% полную цифровизацию всех аспектов жизни Москвы, на сколько процентов наша экономика цифровизирована сегодня?
Владимир Ефимов: ООН недавно опубликовала рейтинг цифровизации городов мира, и Москва заняла в нем первое место. С учетом текущего уровня развития технологий мы находимся на одной из максимальных стадий. Но, безусловно, это не означает, что нужно остановиться. Появляются новые задачи, мы их будем решать с использованием новых подходов. И, как я уже отмечал, в первую очередь стараемся опираться на big data, которые дают возможность учитывать общие интересы и при этом удовлетворять потребности каждой конкретной категории жителей. Например, наш комплекс одной из ближайших задач ставит переход на электронное взаимодействие с регулируемыми организациями. Сейчас мы активно ведем разработку АИС «Тариф»: она позволит упростить сбор и перепроверку данных, которые предоставляют нам ресурсоснабжающие организации. Безусловно, мы ожидаем, что это скажется на прозрачности тарифов. Хотя уже существующая система также дает возможность принимать тарифные решения, которые — накопленным итогом с 2010 года — ниже, чем темпы инфляции за прошедший период.
Мы вкладываем огромные усилия, время, средства в цифровизацию какого-то процесса, а к финалу глядь — появилась новая технология, которая все наши усилия свела на нет. И что, начинай сначала?
Владимир Ефимов: Честно говоря, я проблемы не вижу, даже с учетом того, что технологии семимильными шагами идут вперед. Мы всегда ориентируемся на лучшие практики, и при разработке наших систем постоянно их модернизируем. Это позволяет внедрять новые технологии в уже существующие схемы, адаптировать их под новые или более узкие запросы. Например, в Москве существует, на мой взгляд, одна из лучших в стране систем по размещению госзаказа. ЕАСТ (Единая автоматизированная система торгов) по 60% размещаемых заказов позволяет самостоятельно, автоматически сформировать техническое задание и контракт, рассчитать цену и так далее. Наша главная задача — размещение заказа в один клик, мы стремимся к этому.
То, что Москва — город победившей «цифры», лидер тренда, влияет на интерес к городу со стороны инвесторов?
Владимир Ефимов: Безусловно. Если город создает деловую среду, в которой технологически удобно, если в нем работает множество компаний IT-сферы, предлагающих услуги по разработке и адаптации ПО, это драйвер для развития бизнеса и привлечения инвестиций. Скажем, если посмотреть на саму природу инвестиций в основной капитал, это деньги, которые предприниматели потратили в надежде их вернуть. Так что рост этих инвестиций (а они за восемь лет выросли в сопоставимых цифрах более чем в два раза) — это оценка экономического потенциала Москвы и вера в рост ее экономики. И неслучайно у нас из года в год растет бюджет на цифровизацию, причем растет опережающими темпами по сравнению с ростом общего бюджета города. Мы много тратим на цифру, но выигрываем еще больше. И всеми нашими наработками мы готовы делиться с коллегами из регионов, что позволит им сэкономить не только финансовые и технологические ресурсы, но и время на разработку. Для сравнения, московскую систему торгов мы разрабатывали и дорабатывали в течение десяти лет, и сегодня ей, помимо самой Москвы, пользуется еще 27 регионов. Это почти половина всего объема регионального заказа.
Цифровая экономика и «умный» город: насколько тесна их связь?
Владимир Ефимов: Это, по сути, братья-близнецы, которые не могут существовать друг без друга. Но вообще «умный» город — технологичный, эффективный с точки зрения расходования ресурсов, прежде всего комфортный. Именно это должно быть во главе угла, когда создается «умная» система общественных пространств, оказания госуслуг или городского транспорта. Поэтому в числе знаковых элементов «умного» города — МФЦ или транспортные мобильные приложения, с которыми передвигаться по городу значительно удобнее.

Конкретно в строительной отрасли яркий «умный» пример — стадион «Лужники», строительство которого велось с применением BIM-технологий. Весь объект сначала был отрисован в 3D: мы заранее знали, как будет выглядеть каждый его уголочек, сколько и каких материалов нам необходимо, а главное, в какой срок. Все это позволило реализовать сложнейший объект в сроки даже меньшие, чем мы изначально ожидали. К тому же сразу прогнозируется стоимость, ею даже можно управлять. Словом, для стройки цифровые технологии — это возможность повысить рентабельность проекта, либо, сохраняя ту же рентабельность, снизить стоимость конечного продукта, сделав его более привлекательным.

Есть какие-то зарубежные цифровые практики, которые вас впечатлили, и теперь хочется применить их в Москве?
Владимир Ефимов: Мне кажется, что страны и города разные, а вот решения в сфере управления городской средой у всех похожие. Скорее, у Москвы есть что перенять. К примеру, я пока не встречал аналогов портала «Активный гражданин» или «Наш город», сопоставимых по масштабу и объемам одновременно решаемых задач.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию