ВТБ подал иск к экс-владельцам «Трансаэро» на 249 млрд рублей
Лента новостей
В банке считают, что Плешаковы выводили деньги, скрывая признаки банкротства. Размер субсидиарной ответственности равен совокупности требований кредиторов
Первая частная российская авиакомпания «Трансаэро», рухнувшая в 2015 году, — детище супругов Ольги и Александра Плешаковых. Успех игроки рынка часто связывали с административным ресурсом. Мать Плешакова — Татьяна Анодина — в советское время работала начальником технического управления Министерства гражданской авиации, а после возглавила Межгосударственный авиационный комитет.
В 2015 году полеты прекратились: банкротство «Трансаэро» с долгами на четверть триллиона стало самым крупным за историю российской авиационной отрасли. Один из кредиторов ВТБ подал иск к семье Плешаковых, открыв много подробностей. Например, руководство перевозчика перед получением кредита показывало банку неверную отчетность, а потом меняло ее задним числом, давало кредиты аффилированным офшорам. Правда, непонятно, куда же раньше смотрели полдюжины крупных российских банков, которые кредитовали «Трансаэро»? Свою версию озвучивает банкир Александр Лебедев, ранее владевший авиакомпанией Red Wings:
Александр Лебедевбанкир«Говорят, что «Трансаэро» был хорошо проложенной компанией в коридорах власти в российской бюрократии. Они покупали в США какой-то помоечный самолет на свалке, переоценивали десять раз, брали под это кредит, подкупая среднее звено банков. Кроме того, они пользовались тем, что разница между финансовым и операционным лизингом оседала у них в карманах, вот и вся история. Она простая. К сожалению, среднее звено государственных и частных российских банков никто не отменял».
Как следует из иска ВТБ, уже с 2012 года «Трансаэро» фактически отвечал признакам банкротства. В итоге в компании поддерживали жизнь до 2015 года. Вряд ли руководство банков-кредиторов было не в курсе реального положения дел, комментирует главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:
Роман Гусаровглавный редактор портала Avia.ru«Отчетность авиакомпании публиковалась. Годовые отчеты очень активно обсуждались в СМИ. Была громкая история с переоценкой бренда авиакомпании «Трансаэро», когда ему назначили нереальную цену. Годовой отчет получился с положительным балансом их активов. Это не могло не дойти до руководителей банков. Я уже не говорю, что ряд банков занимались с «Трансаэро» бизнесом по лизингу воздушных судов. Выкупали у «Трансаэро» самолеты по некой цене, передавали «Трансаэро» эти самолеты в лизинг. Там тоже, на мой взгляд, все далеко от чистоты».
Так сколько денег ушло в карман Плешаковых? В иске ВТБ упомянут только момент с дивидендами: хотя компания несла убытки, она все равно их платила. Таким образом, семья Плешаковых могла получить 59 млн рублей. Мягко говоря, немного в сравнении с миллиардами долларов, которые выводили банкиры «Траста» и «Мастер-банка». Но, наверное, достаточно, что обеспечить себе пенсию за рубежом, куда уехала семья Плешаковых. Теоретически найти их можно, но вернуть 249 млрд рублей — нет, говорит директор московского офиса компании Tax Consulting UK Эдуард Савуляк:
Эдуард Савулякдиректор московского офиса компании Tax Consulting UK«Совершенно точно, что активов на 249 млрд рублей нет. Думаю, можно найти десятки миллионов долларов активов. Второй вопрос, сколько потом необходимо судиться, сколько потратить на адвокатов».
Где именно сейчас семья Плешаковых — неизвестно, в СМИ приводился разброс от Франции до Азербайджана. На иск от ВТБ на четверть триллиона рублей никакой реакции от бывших владельцев «Трансаэро» не последовало.