Чем российский посол нервирует Минск? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Ни денег, ни финансовых поблажек Минск за полгода его просьб пока не получил, и белорусская сторона явно нервничает, отмечает политолог
Посол России в Белоруссии Михаил Бабич на пресс-конференции в Минске, посвященной пятилетию присоединения Крыма, также прокомментировал высказывания представителя МИД Белоруссии, отчитавшего его за якобы «менторский тон» в отношении Белоруссии и называвшего его «счетоводом» и «подающим надежды бухгалтером» — в связи с его высказываниями о российско-белорусских экономических отношениях.
Ранее Бабич говорил о недопустимости конкуренции между Евразийским экономическим союзом и Союзным государством, об исчезновении торговых барьеров между Москвой и Минском, а также о готовности России помогать Белоруссии защищать ее суверенитет, если появятся угрозы со стороны Запада.
Бабич также напомнил, как в январе президент Белоруссии заявил, что в течение ближайших двух лет республику будут «очень сильно пробовать на зуб». По словам российского посла, подобные намеки, если они делаются в сторону России, выглядят «совсем не по-партнерски».
«И даже если это всего-навсего избирательная технология под названием «мобилизация электората путем формирования образа врага», вряд ли разумно такую технологию реализовывать за счет отношений с ближайшим союзником и братским народом. Россия такого отношения не заслужила», — заключил дипломат. В ответ как раз и последовала резкая реакция пресс-секретаря МИД Белоруссии Анатолия Глаза. О чем свидетельствует такая перепалка?
Реакция официальной Москвы на довольно хамское высказывание пресс-секретаря МИД Белоруссии была сдержанной. Вопреки обыкновению, например, не стала непосредственно отвечать официальный представитель МИД России Мария Захарова, которая уж точно могла бы поставить коллегу на место. Вместо нее вежливо ответил замглавы МИД Григорий Карасин, заявивший, что Москва «вправе рассчитывать на более уважительное отношение» к своему послу. При этом ясно, что представитель белорусского МИД не просто так выступил с резким выпадом против российского посла. Он явно отразил и по-прежнему настороженное отношение к Бабичу в Минске, и определенную напряженность в российско-белорусских отношениях.
Михаил Бабич, выходец из силовых структур, ранее на дипломатической работе не служил, до назначения работал полпредом в Приволжском федеральном округе. За два года до отправки послом в Минск в августе 2018 года ему было отказано в агремане Украиной. Его стиль поведения сильно отличается от того, каковой демонстрировал предыдущий российский посол в Белоруссии Александр Суриков, которого за мягкость в обращении с белорусскими коллегами некоторые в шутку называли сотрудником администрации президента Лукашенко.
Бабич же не стесняется в том числе и спорить с самим Лукашенко, чего Суриков вообще никогда не делал. В частности, он не оставил без ответа недавние довольно резкие выпады белорусского президента против руководства России, которое якобы «лоббирует олигархические группы». На что Бабич заметил: «Не надо учить Россию и ее правительство, как жить, тем более что желающих в мире и так хватает». Также он прокомментировал высказывания Лукашенко относительно дороговизны российских кредитных ресурсов для Белоруссии: мол, свои деньги размещают у «врагов» под 0,75%, а Белоруссии потом дают под 9%. На что Бабич заметил, что 7,5 млрд долларов льготных кредитов Белоруссии были даны вовсе не под такой высокий процент.
Таким образом, Михаил Бабич уже внес существенные коррективы в привычный алгоритм дипломатических отношений Москвы и Минска. Который ранее состоял в том, что после очередной теплой и вроде бы дружеской встречи с Владимиром Путиным по возвращении домой Александр Лукашенко непременно делал какое-нибудь резкое заявление в адрес Москвы. Так было и на этот раз, когда недавно на своей большой пресс-конференции Лукашенко снова не удержался.
Минск явно нервничает. Прежний легкий шантаж на тему «дайте нам льготных кредитов, компенсируйте ваш налоговый маневр в нефтяной отрасли и снизьте цены на поставляемый нам газ, а не то мы «уйдем на Запад», в последнее время перестал срабатывать. Во всяком случае, с тех пор, как Лукашенко публично попенял Москве на высокие цены на газ и на многомиллиардные убытки от изменения системы налогообложения российской нефтяной отрасли, в результате чего нефть для Белоруссии стала дороже, и попросил за это компенсаций, прошло уже примерно полгода.
Ни денег, ни поблажек Минск пока не получил. За это время состоялись несколько встреч Путина и Лукашенко, в ходе которых Минску в ответ на просьбы о финансовой и иной помощи были заданы вопросы о том, насколько далеко он готов идти в воплощении в жизнь положений Союзного договора 1997 года в плане углубления интеграции с Россией. Ответа от Минска пока нет никакого. Кроме разве что заявления Лукашенко, что он снова будет выдвигаться на пост президента в следующем году. Мол, если в Москве ему ищут замену, то ее не будет. Москва в свою очередь держит паузу и не отвечает на резкие выпады. Судя по всему, исходя из того понимания, что обычно нервничает тот, у кого позиция слабее.