Контракты российских авиакомпаний на Boeing 737 MAX повисли в воздухе?
Лента новостей
Boeing приостановил поставки заказчикам самолетов 737 MAX, но не прекращает их производство. Какие российские авиакомпании собирались купить эти лайнеры и что теперь будет с контрактами?
Boeing 737 MAX ждали многие российские авиакомпании. У «Победы» уже подписан твердый контракт на поставку 20 таких лайнеров до 2021 года, еще по 30 судам, которые планировалось получить позже, ожидалось одобрение правительственной комиссии.
Но, как сообщают «Ведомости», «Победе» рекомендовали рассмотреть вместо Boeing 737 MAX покупку 30 российских самолетов МС-21. Впрочем, отечественные лайнеры пока еще не в серийном выпуске, с 2017 года его переносили уже три раза. В последний раз заявляли о выходе в серию к 2021 году. Известно, что из-за санкций возникали проблемы с поставкой материалов из США и Японии. Поэтому планы заменить Boeing на отечественные МС-21 пока выглядят призрачно, говорит генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев.
Виктор Горбачев генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации «Мне кажется, что это пока нереальные планы. Если эта покупка планируется где-нибудь лет через пять-шесть, я еще поверю. Если это ближайшее время, год-два, то я не поверю. Ведь нужно на современные лайнеры ставить современное электронное оборудование, которого, к сожалению, у нас нет. Оно есть, но применяется в военной технологии, а в гражданской нет. Ведь до сих пор еще не решена самая главная проблема — с двигателями. На каких двигателях будет летать МС-21: на отечественных, американских или английских? А учитывая всевозможные санкции, какие тут американские и английские?»
В Кремле отметили, что «президент всегда рекомендует поддерживать отечественный авиапром, обращая внимание этого авиапрома на необходимость соответствия всем высоким международным стандартам».
Впрочем, замена на МС-21 — это более далекая перспектива. А пока неясно, что будет с твердым контрактом «Победы» на поставку 20 Boeing 737 MAX в ближайшие два года. По словам экспертов, если контракт твердый, то практически всегда он предусматривает внесение предоплаты, чаще всего это невозвратный депозит. Однако всегда оговаривается форс-мажор, комментирует генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.
Борис Рыбак генеральный директор консалтинговой компании «Инфомост» «Есть форс-мажорные обстоятельства. Никто вам не скажет, чем дело закончится. Написано, что депозит не отзывной, то есть ты можешь отказываться от контракта, можешь не отказываться — депозит все равно остается. Однако ситуация, которая сложилась, — очевидный форс-мажор с запретом властей на полеты и так далее. Как договорятся».
Boeing 737 MAX также ждут и «Уральские авиалинии». Компания приобрела в операционный лизинг 14 самолетов, стоимость сделки составила более 1,5 млрд долларов. 13 марта там заявляли, что не планируют отказываться от заказа.
Utair также сохраняет план перевести парк на эти самолеты: по данным РБК, об этом сказано в новой финансовой модели, которую авиакомпания разослала кредиторам. Речь идет о покупке от 20 до 30 лайнеров.
Из-за пересмотра контрактов на покупку Boeing 737 MAX американская корпорация может лишиться заказов на более чем 600 млрд долларов, подсчитало Bloomberg. По данным агентства, у Boeing уже имеются заказы на пять тысяч самолетов этой модели, 590 из которых она должна была поставить в этом году.
После катастрофы в Эфиопии акции Boeing начали стремительно дешеветь, потеряв примерно 15%. В то же время бумаги европейского конкурента Boeing концерна Airbus, напротив, с начала торговой недели непрерывно росли. Но Boeing уступил свои позиции временно, говорит президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган.
Евгений Коган президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ«За период с 2005 по 2016 годы Airbus получил чуть меньше 11 тысяч заказов и поставил 6456 самолетов, в то время как Boeing получил чуть-чуть побольше — 11 024 заказа и поставил 6406 самолетов. Разница минимальная, то есть конкуренция между этими компаниями крайне напряженная. Поэтому, конечно, нынешнюю ситуацию Airbus постарается использовать на полную катушку. Но тут есть один очень интересный момент: рыночная капитализация Boeing — более 200 млрд долларов, а Airbus — только 100 млрд долларов. Доходы Boeing — 111 млрд долларов, а Airbus — чуть меньше 80 млрд. Почему? Причина очень простая. Во-первых, Boeing гораздо более диверсифицированный и эффективный концерн. Во-вторых, Boeing получает огромное количество заказов от оборонки, и это никак не связано с данной ситуацией. Да, Airbus постарается где-то по чуть-чуть потеснить Boeing. Я не думаю, что это сильно удастся. Я думаю, что данная ситуация довольно быстро отыграется и уже через месяц-другой все вернется на круги своя».
Каждый день появляются новые подробности расследования. Как отмечает Reuters, следователи обнаружили обломки руля высоты эфиопского Boeing, который был отклонен в момент катастрофы на нетипичный для него угол. Подобное положение горизонтального стабилизатора было зафиксировано и у разбившегося в октябре самолета индонезийской Lion Air.
Ранее в Федеральном авиационном управлении США заявили о некоторых сходствах двух катастроф. По данным CNN, за последние полтора года пилоты более 20 раз жаловались на проблемы с Boeing 737 MAX. Хотя большая часть сообщений содержит отчеты о небольших неполадках, в двух случаях говорится о неожиданном снижении этих самолетов.
В пятницу, 15 марта, стало известно о другом случае с Boeing. Самолет 737-800, летевший из Мирного в Москву, был вынужден экстренно приземлиться в аэропорту Сыктывкара, сообщило РИА Новости. По предварительным данным СК, причиной экстренной посадки стал отказ двигателя. Отмечается, что в результате инцидента никто не пострадал.