«Из этого следует, что музей Рублева должен оказаться на улице»: патриарх просит передать РПЦ Спасо-Андроников монастырь
Лента новостей
На его территории находится Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Его директор считает, что в передаче нет необходимости
Обновлено в 18:15
Патриарх Кирилл направил в Росимущество просьбу о передаче Спасо-Андроникова монастыря в Москве в собственность Русской православной церкви в рамках закона о реституции. На ее территории расположен древний храм и Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
Росимущество подтвердило РБК , что в начале февраля в ведомство поступило обращение лично от патриарха. Агентство запросило по этому поводу позиции Минкультуры, а также госархивы. Управлению Росимущества в Москве поручили провести внеплановую проверку музейного комплекса.
В Минкультуры в разговоре с РБК отметили, что вопрос передачи монастыря РПЦ обсуждался в музейном сообществе, соответствующие положения закона вызывают там «определенное напряжение».
По мнению директора музея Рублева Михаила Миндлина, необходимости в передаче нет, музей активно взаимодействует с различными церковными структурами:
— Сегодня передача РПЦ здания бывшего Спасо-Андроникова монастыря, в котором располагается Музей древнерусского искусства и культуры имени Андрея Рублева, невозможна. Естественно, из этого следует, что музей должен оказаться на улице. Сегодня музей выполняет государственные задачи по воспитанию школьников, студентов и широких слоев населения других возрастных групп, воспитание в духе национального культурного наследия, православной художественной культуры.
— Один из общественников-активистов РПЦ Сергей Карнаухов говорил, что на территории музея находится тир и фитнес-клуб.
— Это неправда. Никаких тиров, фитнес-клубов и ресторанов на территории Спасо-Андроникова монастыря нет. В бывшей трапезной монастыря сегодня располагается только музейное кафе, которое посещается и представителями прихода, и верующими, и посетителями музея. Это крошечное музейное кафе, которое существует в любом музее. За пределами действительно есть такого рода заведения, но они не имеют к музею никакого отношения.
Спасо-Андроников монастырь основан в 1357 году одним из учеников Сергия Радонежского, преподобным Андроником. В 1918 году был закрыт. В комплексе зданий в советское время располагались тюрьма, общежитие, казенные учреждения, затем открылся музей Андрея Рублева. С 1989 года в монастыре возобновились богослужения.
На территории монастыря были похоронены иконописец Андрей Рублев, основатель русского театра Федор Волков, меценат Павел Демидов, воины, погибшие в Северной войне и Отечественной войне 1812 года.
В Русской православной церкви Business FM заявили, что больше не комментируют эту тему и посоветовали обратиться к ранее упомянутому Сергею Карнаухову. Он является официальным представителем прихода храма Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре, а также доцентом РАНХиГС.
Сергей Карнаухов считает идею отдать территорию монастыря РПЦ его спасением как объекта культурного наследия мирового уровня. По его словам, планы дирекции музея Рублева в перспективе окончательно уничтожат первозданный вид самого древнего московского монастыря:
«По мнению академика Лихачева, мировое сообщество ассоциирует нашу страну всего по двум именам: по Пушкину и Андрею Рублеву. Сообщество предъявило бы претензию: как вы могли допустить разрушение объекта, единственного места, ассоциированного с Андреем Рублевым, места, где он принял постриг, где он творил, где он умер, где находятся мощи преподобного Андрея Рублева? Теперь по существу. Это абсолютное благо для музея. Почему? Музей скукожен внутри небольшого храма, который находится на территории Спасо-Андроникова монастыря. Представьте, третий этаж храма, в алтаре стоит рояль, что для православной культуры не очень хорошо. Еще два этажа заняты выставками. Все. Остальные помещения разбросаны просто в ужасающих условиях. Нам совершенно непонятно, зачем музею цепляться за храм. Это какое-то наследие, инерция, может быть, Советского Союза. Нам кажется, музею нужно переехать в усадьбу Хрущёвых-Селезнёвых, кстати, показать те более восьми тысяч единиц хранения, которые из-за недостатка площадей ни разу за 70 лет не показывались. На той неделе часть коллекции сгорела, из-за нехватки помещений они были вывезены в отдельный склад. Об этом почему-то никто не говорит, а это огромная проблема».
Склад действительно сгорел. В самом музее это не комментируют, хотя ранее сразу после пожара говорили, что сгорела печатная продукция. Но в сети пишут, что огонь полностью уничтожил 62 копии древних фресок Феофана Грека и копию алтаря храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в натуральную величину. Как сказал Business FM источник в музее, сгорели только объемные копии из пенопласта, в частности апсиды, представляющие собой алтарный выступ, но копии на бумаге этих произведений находятся в музее.
Эксперты говорят, что это были прекрасные копии, но хранить их было действительно негде. Монастырь, безусловно, не приспособлен для музея, однако усадьба конца XVIII века тоже не лучше
Николай Задорожный директор Музея русской иконы «Теоретически это прекрасно. Монастырь — для того, чтобы молиться Господу. Музей — чтобы любоваться, пропагандировать красоту древнерусского искусства и заниматься образовательной деятельностью. Но если нет помещения, куда переезжать, как это реализовать? Если бы был готов прекрасный депозитарий, просторные светлые залы, не было бы вообще никаких разговоров и никаких трудностей, связанных с переездом. А так же получается, этот переезд в никуда, потому что то, куда предлагают переехать этого не существует просто. Даже если приспособить усадьбу, находящуюся неподалеку, там же необходим огромные финансовые вложения, миллиарды рублей и за один год не построить то, что необходимо».
Согласно «СПАРК-Интерфакс», три года назад музей заключил контракты на 17 млн рублей на разработку проекта реставрации и «приспособления для современного использования» зданий монастыря, позднее еще 60 млн рублей были потрачены на реставрационные работы. Согласно информации на сайте музея, в 2016-2017 годах была разработана концепция его развития, в которой «определены новые направления деятельности, необходимые для популяризации национального русского наследия».