Самый черный санкционный список США: что ждет «Еврофинанс Моснарбанк» и его клиентов?
Лента новостей
США ввели самые жесткие санкции против российско-венесуэльского «Еврофинанс Моснарбанка». Он входит в топ-100 российских банков по размеру активов, занимая 78-е место. Ограничительные меры введены за его связь с государственной нефтяной корпорацией Венесуэлы PDVSA
«Еврофинанс Моснарбанк» не первый банк, попавший в самый черный санкционный список США. Его соседи — банки «Россия» и СМП Ковальчука и Ротенберга, Генбанк, Собинбанк и некоторые другие. Но США довольно давно не включали российские кредитные организации в SDN List, хотя повод могли найти всегда: Вашингтон, вооруженный опытом последних лет, сможет любого обвинить во вмешательстве в свои выборы и ввести санкции.
То, что произошло сейчас, ожидаемо. Недавно США ввели санкции против государственной венесуэльской нефтяной компании PDVSA. «Еврофинанс Моснарбанк» почти на 50% принадлежит Каракасу, остальное у Газпромбанка и ВТБ. Кстати, в США сразу отметили, что против этих банков уже давно действуют мягкие секторальные санкции. В общем, успокоили.
Как заметили в американском Минфине, за последний год активы «Еврофинанс Моснарбанка» резко выросли. В рэнкинге «Интерфакс-100» этот банк в прошлом году поднялся на 20 строчек, нарастив активы больше чем на треть, сейчас он на 78-м месте. Видимо, в США предположили, что это как раз связано с активностью в Венесуэле, и внесли банк в черный список. Теперь его ждет то, что и другие российские банки, попавшие в этот перечень, говорит начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «То, что мы ожидаем для «Еврофинанс Моснарбанка», это как минимум три события. Первое — это невозможность работать с безналичным долларом. Вторая неприятность — это блокировка Visa и MasterCard, а он является эмитентом, на сайте Центрального банка это обозначено. Карты, эмитированные этим банком, будут заблокированы. И третье — это отзыв рейтинга Moody’s».
По словам Осадчего, еще недавно у «Еврофинанс Моснарбанка» были достаточно солидные обороты с банками-нерезидентами. Но на 1 февраля остатки на коррсчетах в банках-нерезидентах составили примерно 2 млн долларов, из чего можно предположить, что банк готовился к черным санкциям.
Кстати, в этом случае Минфин не пошел, например, по сценарию «Русала» — не указал дату, начиная с которой иностранцам запрещено иметь дела с этим банком, то есть никакого люфта не оставил. Но, возможно, этого и не требовалось. Особенно на фоне того, что, как сообщали СМИ в начале марта, венесуэльские предприятия будет обслуживать банк «Российская финансовая корпорация» и одновременно венесуэльских нефтяников прекращает обслуживать Газпромбанк. Вот что тогда рассказывал Business FM один из основателей «Российской финансовой корпорации», бывший министр экономики Андрей Нечаев:
— Сейчас этот банк находится в структуре «Ростеха». Главным акционером является «Рособоронэкспорт», который тесно сотрудничает с Венесуэлой. В этом смысле это стопроцентно государственный банк, логичное решение.
— Это делается, чтобы вывести из-под санкций Газпромбанк?
— Вполне, конечно. РФК, насколько я знаю, в последние годы немного нарастил капитал. Но все равно это средний банк, потерять его государству, видимо, менее жалко, чем более крупные государственные банки.
Но остается несколько вопросов. Первый: что будет с клиентами «Еврофинанса», у которых карты Visa и MasterCard, успели ли они перевести деньги? Второй: как сказано на сайте банка, он специализируется на операциях российских экспортеров, пострадают ли они? Хотя если он завязан на Венесуэле и к санкциям подготовился, то вопрос отпадает. А еще сказано, что банк специализируется на VIP-услугах. Поэтому третье: интересно, есть ли среди клиентов известные персоны, как это часто бывает с не очень заметными банками? Все это, возможно, прояснится, хотя бы частично.
И последний момент, скорее психологического характера. «Еврофинас» когда-то был просто «Еврофинансом», пока не присоединил Моснарбанк. Московский народный банк, в свою очередь, один из старейших российских банков, созданный еще до революции и открывший тогда же филиал в Лондоне. А после революции этот филиал стал полноценным банком, через который СССР вел международную торговлю. И этот символ внешней торговли России попал в черный список США.
Одновременно с внесением «Еврофинанс Моснарбанка» в санкционный список OFAC глава Госдепартамента США выступил с жесткой критикой деятельности «Роснефти». «Российские компании продолжают пытаться помогать Мадуро обналичить золотые запасы страны, «Роснефть» продолжает закупать сырую нефть у PDVSA, бросая вызов санкциям США», — цитирует Майка Помпео Reuters. Госсекретарь США отдельно упомянул главу «Роснефти» Игоря Сечина, который, по его словам, «бросает спасательный круг режиму Мадуро».
Однако воспринимать эти выпады всерьез не стоит, считает гендиректор компании «Инфотэк-терминал» Рустам Танкаев.
Рустам Танкаев гендиректор компании «Инфотэк-терминал»«Как известно, и «Роснефть», и руководитель «Роснефти» находятся под санкциями США. Поэтому сказать, что они могут как-то больше пострадать от того, что Помпео или кто-то другой против них высказывается, я думаю, нельзя. Что, они приговорят «Роснефть» к смерти, к уничтожению? Что касается работы «Роснефти» в Венесуэле, как известно, компания имеет там достаточно серьезное представительство, лицензии на разработку месторождений, поисковые лицензии, поэтому какие-то претензии к этому делу я не представляю, это все как-то несерьезно звучит. Если бы речь шла о какой-то компании, например ExxonMobil, которая в США имеет массу интересов и имеет определенные связи с США, то можно было бы предполагать, что какие-то санкции или какие-то меры против них могут быть приняты. Но не против «Роснефти». Поэтому это такая политическая декларация, которая работает на имидж самого Помпео, не более того».
Ранее Мадуро обвинил оппозицию и власти США в попытке развязать войну за природные ресурсы и вторгнуться в Венесуэлу. Международное энергетическое агентство предупредило, что добыча нефти в Венесуэле может сократиться более чем в полтора раза, до 800 тысяч баррелей в день.