Белоруссия согласна на единую валюту с Россией, но «хочет жить в своей квартире»
Лента новостей
Как заявил Лукашенко, в России должны понимать, что белорусы не нахлебники, а «родные люди». «Мы не партнеры, как у вас принято говорить, меня от этого просто коробит. Мы готовы с вами сотрудничать. Мы обречены жить вместе», — подчеркнул он
Президент Белоруссии Александр Лукашенко выступил на пресс-конференции в Минске. Он сообщил, что считает возможным создание в Союзном государстве единой валюты, которая должна представлять собой не российский или белорусский, а «общий рубль».
«И главное — эмиссионный центр. Путин мне говорит: ну что, в Минске будет? Я говорю, нет, в Смоленске. Так отреагировал. Пусть будет в Питере — родина президента России, мой любимый город — Ленинград, Петербург ныне. Пусть там», — передал Лукашенко свой диалог с российским президентом.
Впрочем, ничего нового Лукашенко не сказал, считает политический обозреватель информационной компании «Белапан» Александр Класковский:
Александр Класковский политический обозреватель информационной компании «Белапан» «Примерно то же звучало и в начале 2000-х годов, когда согласно большому союзному договору 1999 года уже в практическую плоскость был поставлен вопрос единой валюты, если не ошибаюсь, с 1 января 2005 года она должна была заработать. И тогда риторика белорусского руководства тоже была такова: да, мы в принципе не против, но давайте полное равноправие. Два эмиссионных центра, например, чтобы мы в определении финансово-денежной политики участвовали на паритетных началах. Понятно, что такая постановка вопроса была уже неудобна и неприемлема для российской стороны, в итоге этот вопрос был похоронен. Я думаю, что сейчас применяется та же тактика, потому что на самом деле и белорусское руководство, и независимые эксперты об этом говорят открытым текстом. Все-таки единая валюта — это, во-первых, несвоевременно. Во-вторых, есть риск, что будет утрачена большая часть суверенитета. Как-то в минуту откровения и сам Александр Лукашенко образно так и эмоционально сказал: «Я за зарплатой в Кремль ездить не буду». Поэтому я думаю, что, скорее всего, здесь просто такая дипломатичная попытка этот вопрос как-то из практической плоскости перевести в русло долгих переговоров, а по сути — отложить на неопределенную перспективу».
Лукашенко выразил уверенность в том, что у России нет никаких намерений поглотить Белоруссию. «Никаких замашек со стороны, по крайней мере, президента России на то, что надо Беларусь инкорпорировать или включить в состав России, ни разу не услышал. Даже настроения такого не было, я бы почувствовал это», — сказал белорусский президент. По его словам, сейчас белорусы хотят быть вместе с Россией, но при этом «жить в своей квартире».
Заявления белорусского лидера комментирует белорусский политолог, доцент Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе Виктор Мартинович:
Виктор Мартинович политолог, доцент Европейского гуманитарного университета в Вильнюсе «Понятно, что Минску очень бы хотелось, чтобы Москва продолжала дотировать режим в обмен на символические заверения в братской любви и в прочем. Эта схема больше не работает. Нас приглашают либо в более тесную, экономически связанную интеграцию, либо в ситуацию как бы такого экономического развода. Сегодня уже прозвучало несколько заявлений о том, что Россия предоставляет кредиты на условиях менее выгодных, чем для Вьетнама, о том, что наши враги на Западе, как выразился президент, нам предоставляют кредиты на более выгодных условиях, чем Россия. Но основной посыл в том, что мы хотим вернуться к схемам, которые возникли еще при Ельцине. И, к сожалению, насколько я понимаю, этот посыл уходит в молоко, потому что этого возврата не будет, не произойдет».
По словам Лукашенко, в России должны понимать, что белорусы не нахлебники, а «родные люди». «Мы не партнеры, как у вас принято говорить, меня от этого просто коробит. Мы готовы с вами сотрудничать. Мы обречены жить вместе, и мы прекрасно понимаем, не хуже вас, что там нас не ждут. Мы там не нужны, пример тому — Украина», — отметил политик.