Россия может вылететь из топ-10 стран по точности прогнозов синоптиков
Лента новостей
Чтобы этого не случилось, метеослужбе необходимо 30,5 млрд рублей в год. При этом СССР был в тройке лидеров
«Синоптики ошибаются один раз, но каждый день». Этот старый анекдот до сих пор можно услышать, когда погода вдруг не «оправдывает» предсказаний метеорологов. Хотя в Росгидромете говорят, что с качеством прогнозов там всё в порядке. К примеру, точность штормовых предупреждений на суше — 95%, на море — 99%. Однако то, что российская метеослужба с лидирующих позиций скатилась на шестую, — тревожный сигнал. И причина простая: нет денег, сказал Business FM глава Росгидромета Максим Яковенко.
Максим Яковенко глава Росгидромета «Мы же должны по всему миру мониторинг вести и наблюдения, чтобы прогнозы складывать. Наблюдательная сеть должна, даже наземная, увеличиться в полтора-два раза по разным видам наблюдений. Мало того, климатические изменения происходящие требуют фактически пересмотра всех прогностических моделей. Это тоже вложения в исследования. Денег этих нет. Но если, так сказать, посмотреть по переоснащению, минимум что надо в год вкладывать, я бы это оценил в 30,5 млрд сейчас. Потому что должны переходить на автоматизацию полную, на каналы связи в онлайн-передачи. Скромно так оценю, для того чтобы заменить практически десять тысяч подразделений, которые есть».
Ранее в программе «Поздняков» на НТВ глава Росгидромета рассказал, что группировка отечественных погодных спутников снизилась с 47 в советское время до девяти сейчас. И Россия вынуждена задействовать иностранные. И дело не только в проблемах нашей космической отрасли. Власть не относится к вопросу серьезно, считает завлабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Ревич.
Борис Ревич завлабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН «Постоянно мы читаем в СМИ: спутник не долетел, спутник упал, взорвалась ракета. Вот результат. Яковенко — молодой, энергичный. По-видимому, его уже так достало, что это, понимаете, был крик души. Москвичи, наверное, еще помнят жару 2010 года. За время этой жары в Москве скончалось 11 тысяч человек, хотя уже действовали метеорологические системы предупреждения. Власти города, тогда был еще Лужков, отнеслись к этому абсолютно наплевательски. В итоге Москва потеряла десятки миллиардов рублей».
В Европе все самолеты оснащены системой попутного наблюдения за погодой — российские авиакомпании не хотят тратить на это по 20-25 тысяч долларов на каждый борт, говорит Яковенко. У России практически нет систем, которые анализируют параметры Мирового океана, — у США их 2,5 тысячи по 1,5-3 млн долларов каждая. При этом по точности прогнозов США лишь на третьем месте. Впереди Великобритания и Франция. Однако Россия в числе всего нескольких стран, где существуют центры математического моделирования прогнозов погоды. Это самый точный метод, все остальное — угадайка, говорит ведущий специалист центра «Фобос» Александр Семенков.
Александр Семенков ведущий специалист центра «Фобос» «40 лет я занимаюсь прогнозами. И когда я начинал, тогда математическое моделирование, в общем-то, использовалось на 10-15%. Все остальное было так называемый экспертный метод, то есть с изучением фактической ситуации, на основании своего личного опыта, как это делают, например, сейчас врачи. Рассчитанные математическим образом прогнозы на четыре, на пять, на шесть суток максимум. Уже после семи суток ошибки возрастают настолько, что они не улавливают реальных изменений тех или иных элементов».
Точность метеопрогнозов трудно переоценить. Ущерб российской экономики от природных катаклизмов ежегодно составляет 80-90 млрд рублей. При этом благодаря своевременному прогнозированию бюджету удается экономить около 40 млрд в год.