«Имя Немцова на марше памяти звучит как будто вскользь»
Лента новостей
В шествии в Москве, по данным МВД, приняли участие 6 тысяч человек, по подсчетам «Белого счетчика» — 10,6 тысячи. На марше памяти побывала корреспондент Business FM Александра Сидорова
Обновлено в 18:00
В Москве завершился марш памяти Бориса Немцова. По данным МВД, в нем приняли участие 6 тысяч человек, проект «Белый счетчик» сообщает о 10,6 тысячи.
Шествие было согласовано с властями Москвы. Между тем ресурс «ОВД-Инфо» сообщает об одном задержанном.
Марш проходил от Страстного бульвара до проспекта Сахарова. Движение по маршруту было перекрыто, на место стянули сотрудников Росгвардии.
На проспекте Сахарова побывала корреспондент Business FM Александра Сидорова:
«В прошлом году ситуацию осложнял 17-градусный мороз, а сегодня погода вроде бы более благосклонна, зато под ногами на Страстном бульваре была просто какая-то жуткая жижа, на Петровском ситуация получше. Больше стало рамок металлодетектора в начале шествия, чем в прошлом году. Мне кажется, что больше все-таки людей старшего возраста, молодежи поменьше, практически нет детей. В том году были люди, которые приходили целыми семьями, несмотря на погоду. Некоторые активисты, я обратила внимание, раздавали таблички-фанеры — флаги России с будто бы следами от пуль. И у многих людей на рукавах наклейки — черные сердца на фоне белых квадратов. Кроме многочисленных российских флагов — флаги «Солидарности», «Парнаса», анархистов, «Яблока».
В сравнении с прошлым годом гораздо меньше портретов самого Бориса Немцова, плакатов с его высказываниями. Цветов пока вообще не видела, кроме женщины с небольшими искусственными гвоздиками. Тут очень много других политических лозунгов, казалось бы, с мероприятием абсолютно не связанных — это все-таки марш памяти, на самые разные темы, связанные даже с политикой московских властей. Имя Немцова в толпе звучит довольно, я бы сказала, вскользь. Почти все опрошенные мною не впервые на этой акции. Спрашивала, как они считают, не превратилась ли акция памяти в своеобразный митинг против всего и сразу. И многие ответили, что, возможно, все-таки уже довольно много времени прошло с момента смерти Бориса Немцова и теперь он становится своеобразным символом протеста по разным политическим поводам.
Что касается тех, кто сегодня возглавил колонну, стало гораздо меньше видных политических деятелей и лиц. Ксении Собчак нет, не видела Григория Явлинского и Сергея Митрохина, которые в прошлом году были во главе колонны. В этот раз ее возглавили Геннадий Гудков, Михаил Касьянов, Илья Яшин и Владимир Кара-Мурза. Оглядываюсь назад, честно говоря, конца колонны не вижу. В том году, когда я была на этом же месте, конец колонны издали наблюдался, из чего могу предположить, что людей все-таки больше, возможно, из-за погоды. Но настрой колонны, настрой ее лидеров все-таки менее памятный, чем в прошлом году.
С кем я говорила, многие были не москвичами. Были, например, люди из Нижегородской области, были люди, приехавшие специально из Тамбова. Полиции, росгвардейцев и дружинников было довольно много на входе. По мере движения колонны полицейские, конечно, встречаются, но не сказала бы, чтобы их очень много. Они замыкают и начинают колонну. Впрочем, как обычно, я думаю, не больше и не меньше».
Не превратилась ли акция памяти в своеобразный митинг против всего и сразу? Вот что ответили Business FM некоторые участники шествия:
«Хочется, чтобы память сохранялась и чтобы люди видели, что это желание не только внутри меня, внутри моей подруги, но и почувствовать, что мы не одни. Политик, который доказал, как мне кажется, что политика не всегда грязное дело. Первые акции, на которые мы шли, были просто памятные, в высоком значении этого слова, а когда у тебя отнимают постепенно одно право за другим, конечно, люди переполняются. Поэтому я даже не осуждаю».
* * *
— Это микс. Естественно, мы и Бориса Немцова помним как определенного лидера протестного движения, и солидарность с теми людьми, которые вышли сказать «нет» тому, что происходит.
— В этом году меньше табличек в память о Немцове и больше флагов.
— Мне кажется, что это естественный процесс: время идет, что-то из памяти стирается. Но то, что больше флагов, больше других и, может быть, каких-то сиюсекундных проблем, как раз и говорит о том, что Немцов становится символом вообще протестного движения, борьбы.
* * *
— Я хочу выразить свое отношение к действующей власти таким образом и почтить память Бориса Немцова.
— Вы с табличкой «Свободу Андрею Чернову». Почему именно он? У всех разные таблички.
— Там просто раздавали таблички, я, честно говоря, не в курсе подробностей истории этого человека.
— То есть о нем вы ничего не знаете?
— Нет, ничего не знаю. Я знаю, что он политзаключенный, я думаю, что это соответствует действительности.
— Что думаете по поводу Бориса Немцова?
— Он у меня ассоциируется с периодом 90-х годов, когда я был студентом. Это достаточно приятная для меня ассоциация. Хотя, честно говоря, я к нему тогда относился плохо. Но потом на фоне других деятелей он, наоборот, стал казаться каким-то нормальным, живым человеком. То есть отношение к нему поменялось.
* * *
— Борис Немцов был человеком, который представлял на политической арене мои взгляды, взгляды моих друзей, взгляды моей семьи. И после того как Бориса Немцова убили, некому представлять мои взгляды полноценно, чтобы они на 100% совпадали с тем, что я думаю. Я каждый год прихожу.
— Что думаете о сегодняшней акции? Мне кажется, стало меньше памятной символики и больше политических лозунгов.
— Ну и прекрасно, ничего страшного в этом нет. Все равно все помнят. Он же был политическим деятелем, соответственно, какие политические лозунги и идеи он продвигал, такие же и здесь.
Акции памяти Бориса Немцова прошли в десятках городов, в том числе в Ярославле, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге. В последнем марш впервые не был согласован, однако до задержаний и провокаций дело не дошло.
Борис Немцов был убит 27 февраля 2015 года на Большом Москворецком мосту. В воскресенье адвокат его дочери Жанны Ольга Михайлова выразила недовольство ходом расследования убийства. По ее словам, за четыре года следствие ничего не сделало, чтобы найти организаторов и заказчиков преступления.