16+
Четверг, 28 ноября 2024
  • BRENT $ 72.88 / ₽ 7872
  • RTS726.78
22 февраля 2019, 21:51 Право

«Уникальный хирург, видный ученый». Коллеги и пациенты вступились за арестованного Евгения Покушалова

Лента новостей

Знаменитого кардиохирурга обвиняют в особо крупном мошенничестве — хищении 1,3 млрд рублей и легализации преступных доходов

Евгений Покушалов.
Евгений Покушалов. Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

В Новосибирске арестовали кардиохирурга с мировым именем. Его подозревают в особо крупном мошенничестве более чем на миллиард рублей. За Покушалова сразу же вступились десятки коллег и пациентов. Кроме того, они создали петицию, которая за сутки собрала две тысячи подписей.

Февраль 2018-го, Москва, Кремль. Владимир Путин общается с финалистами конкурса «Лидеры России». Один из них — знаменитый новосибирский кардиохирург, замгендиректора центра имени Мешалкина, доктор наук, профессор, член-корреспондент РАН, лауреат госпремий Евгений Покушалов. Ему всего 43 года. Президент удивляется, как в таком возрасте он успел все это «оформить»:

Покушалов: Ничего специально не оформлялось. Делалась работа, делалась наука, внедрялись инновации, и это все пришло само собой, то есть это не было целью.
Путин: А вы кем работаете сейчас?
Покушалов: Вообще, на самом деле, я прошел полный цикл от санитара, и сейчас я работаю в ранге замдиректора по науке клиники Мешалкина. Это ведущий центр нашей страны в области сердечно-сосудистой хирургии.
Путин: Вы замдиректора, да?
Покушалов: Замдиректора.
Путин: А семья у вас есть, да?
Покушалов: Да, у меня трое детей.

Февраль 2019-го, новосибирский суд. Евгения Покушалова обвинили в особо крупном мошенничестве на 1,3 млрд рублей и в легализации преступных доходов. Врачу с мировым именем сообщают, что ближайшие два месяца он проведет в СИЗО. Против домашнего ареста выступила ФСБ. Во-первых, преступление произошло «на фоне сложной экономической обстановки в России». Во-вторых, у Покушалова есть загранпаспорт, недвижимость и родственники в США. А в-третьих, на него не хватило электронного браслета, чтобы оставить под домашним арестом.

Хирург, перед тем как его уводят, успевает сказать многочисленным журналистам, что он не понимает, «как такое возможно в цивилизованной стране». Он выглядел довольно растерянным, рассказывает корреспондент портала «НГС Новости» Мария Морсина.

Мария Морсина корреспондент портала «НГС Новости» «Врачи создали петицию, тысячи человек уже подписались. Они говорили, что это ведущий ученый с мировым именем и для всех стало шоком, что его, во-первых, задержали, причем на рабочем месте. До этого его имя ассоциировалось только с инновациями, высокими технологиями в медицине, и он действительно известный человек в Новосибирске».

По данным «Коммерсанта», все началось с расследования ФАС. Ведомство выявило картельный сговор в поставках в больницу оборудования больше чем на миллиард. Возможно, позже к этому подключилась и ФСБ. Заседание суда было закрытым, но, судя по некоторым данным, врача могли обвинить в том, что в клинику поставлялось оборудование аффилированных с ним компаний.

За Покушалова заступились десятки коллег и пациентов. Это хирург, спасающий жизни людей. Причем его должность, как заявили в клинике, не предполагает финансовой деятельности, он заместитель по науке.

Что же касается оборудования, то оно, как и операции, уникальное, иногда производитель может быть всего один. Но, возможно, это повод для властей увидеть преступление, за которое, кстати, врач может отправиться за решетку на десять лет. Business FM обратилась за комментарием к председателю Сибирского отделения РАН Валентину Пармону, который оказался еще и пациентом Покушалова.

Валентин Пармон председатель Сибирского отделения РАН «Он абсолютно уникальный хирург, десятки, если не сотни тысяч людей были спасены от аритмии. Я был его пациентом, и коллеги были пациентами. У них очень сложный центр, им надо очень много специального оборудования, включая стенты. Мне три стента они поставили прямо к сердцу. Они очень дорогостоящие, производители штучные, в России, насколько я понимаю, только один производитель, в мире, может быть, еще два».

Нарушения при закупках в медицине, нужно признать, происходят регулярно. В свое время, например, выражение «покупка томографа» стало синонимом слова «коррупция». И потом это оборудование, купленное по завышенной цене, пылилось в больницах, потому что работать на нем было некому.

У Евгения Покушалова есть свой бизнес. Он совладелец компании, которая занимается исследованиями и разработкой медтехники. И с учетом этого можно предположить, что какая-то аффилированность имела место. Но в такой узкой высокотехнологичной сфере, наверное, в какой-то степени аффилированы все участники. Мнением с Business FM поделился член президиума Российской академии медицинских наук Сергей Колесников.

Сергей Колесников член президиума Российской академии медицинских наук «Он действительно ученый видный. Но вопрос же не о науке, а о конкретных обвинениях. Другое дело, что нельзя человека заранее, как у нас часто делают, шельмовать, отправлять за решетку заранее, еще до того, как провели расследование. Крупные ученые, выдающиеся ученые встречаются редко. Ошибки все допускают, но насколько эта ошибка заслуживает того, чтобы человека, который спасает жизни, сурово наказать?»

Ежегодно в новосибирском кардиоцентре проходит 20 тысяч операций. О них потом рассказывают по федеральным телеканалам. Те, кто смотрит их новости, прекрасно знают подобные репортажи: в российской клинике прошла очередная уникальная операция. Вот фрагмент сентябрьского материала Первого канала о такой операции в клинике Мешалкина:

«Одно неосторожное движение — и у пациента острый инфаркт. Ежегодно в центре Мешалкина благодаря операции Росса возвращают к жизни 120 человек — больше, чем в какой-либо другой клинике в мире».

Поскольку подробных данных нет, какие-то выводы о виновности или невиновности кардиохирурга делать нельзя. Разве что предположить, что, судя по научным работам, званиям, премиям и должностям Евгения Покушалова, вряд ли он человек бедный. И не факт, что у практикующего врача и ученого так много времени, чтобы тратить его на криминальные схемы. Кстати, в США, где у него, по данным следствия, недвижимость и родственники, это бы и не понадобилось: там хирурги такого уровня и так зарабатывают миллионы. Но, возможно, победоносных репортажей об успехах российской кардиологии станет меньше. Им на смену приходят дела — сердечные, уголовные.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию