Путин: «Бизнес не должен ходить под статьей»
Лента новостей
Эта тема стала одной из главных в послании Владимира Путина, которое в целом длилось около полутора часов. Президент озвучил сразу несколько предложений в отношении предпринимателей
Обновлено в 17:47
Президент России Владимир Путин выступил с посланием Федеральному собранию. Отдельную часть он посвятил проблемам бизнеса.
В частности, глава государства призвал не злоупотреблять продлением ареста по экономическим делам. По его словам, «бизнес не должен ходить под статьей и чувствовать риск преследования».
Путин потребовал отказаться от всего, что мешает инициативе и свободе предпринимательства. Он подчеркнул, что ситуация во взаимоотношениях бизнеса и правоохранительных органов не улучшается.
Владимир Путин президент Российской Федерации «Добросовестный бизнес не должен постоянно ходить под статьей, постоянно чувствовать риск уголовного или даже административного наказания. Уже обращал внимание на эту проблему в одном из посланий, приводил соответствующие цифры, ситуация, к сожалению, не сильно изменилась. Сегодня почти половина дел — 45%, возбужденных в отношении предпринимателей, прекращается не доходя суда. Что это значит? А это значит, что возбуждали кое-как или по непонятным соображениям. Но что это значит на практике? В результате на одного предпринимателя, бизнес которого разваливается в этой связи, в среднем приходится 130 сотрудников, потерявших работу. Давайте вдумаемся в эту цифру, это становится серьезной проблемой для экономики. Бизнес указывает на целый ряд проблем в законодательстве и правоприменительной практике. Согласен с тем, что нужно внимательно посмотреть на критерии, по которым все сотрудники той или иной компании только по факту совместной работы могут попасть под такой квалифицирующий признак, как группа лиц по предварительному сговору. Это вообще ерунда какая. Такое бывает, к сожалению, и это влечет за собой более строгую меру пресечения на этапе следствия и более тяжелое наказание позднее. Кроме того, при расследовании экономических уголовных дел нужно жестко ограничивать поводы раз за разом продлевать сроки содержания под стражей. Сегодня это происходит порой без веских оснований, например, из-за того, что не хватает времени на проведение необходимых экспертиз или в результате затягивания следственных действий. Вот с генеральным прокурором, с председателем Верховного суда [говорили] на этот счет. Ну, действительно, смотрите: человек сидит за решеткой, его ни разу в течение нескольких месяцев не вызывали на допрос. Прокурор спрашивает: «Почему на допрос не вызывали?» «В отпуске был следователь», — отвечают. Там загрузка огромная, конечно, у следственных работников, в МВД особенно, просто вал, и с этим тоже нужно что-то делать, надо посмотреть на это повнимательнее, необходимо, может быть, и ресурсы дополнительные выделять, количество следователей увеличивать. Ну как так: у него сидит человек за решеткой, а он в отпуск пошел и за несколько месяцев ни разу на допрос не вызвал? Вот такого не должно быть. Надо точно с этим разобраться».
Кроме того, президент призвал пересмотреть контрольно-правовую базу надзорной деятельности и с 2021 года прекратить действие всех прежних нормативных актов.
«Давайте действительно подведем черту и с 1 января 2021 года прекратим действие всех существующих в настоящее время нормативных актов в сфере контроля, надзора и ведомственные, региональные приказы, письма и инструкции. За оставшиеся два года, два года есть впереди, при участии делового сообщества нужно обновить нормативную базу, сохранить только те документы, которые отвечают современным требованиям. Остальные сдать в архив. Мы когда обсуждали эту тему, многие коллеги сказали, искренне сказали, реакция была такая: «Страшно». Действительно, вы знаете, страшно, и есть проблема, и это не так просто. Ведь там по некоторым направлениям, ведомствам вот такие фолианты, вот такой толщины. Они же десятилетиями накапливались, еще с советских времен многие работают, со времен Очакова и покорения Крыма, но не 2014 год имею в виду, конечно, еще со времен Александра Сергеевича Грибоедова и раньше. Конечно, там столько всего отрегламентировано, столько понаписано, но я сомневаюсь, что даже сотрудники этих ведомств знают на 100%, что».
Путин призвал провести анализ за два года, «не бояться, засучить рукава» и оставить только то, что действительно нужно для организации работы.
Другие темы, которые затронул президент, — вопросы социальной сферы, отношения с США, выход Вашингтона из Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Итоги послания Business FM обсудила с политологом Георгием Бовтом:
— Как вы можете оценить послание, сравнив его с прошлогодним? Какие у вас впечатления?
— Оно носит более социальный характер. Объем социальных обещаний, насколько я понимаю, превышает прошлогодний. Тогда он был достаточно скромен в своих посылах. Сейчас общество беднеет, есть запрос на борьбу с бедностью и социальной несправедливостью. Путин искренне верит в то, что материальный фактор является решающим для россиян как нации в принятии решения о том, чтобы размножаться.
— На ваш взгляд, насколько убедительны заявления Путина?
— Это хорошее начинание, чтобы его критиковать. Социальные программы, на первый взгляд, становятся более таргетированны, в них появляется элемент социального контракта. Даже термин употреблен, это не просто по-советски размазывание ограниченных ресурсов по социальным категориям, а сосредоточение на тех, кто наиболее в них нуждается. Причем под ответственность, чтобы эти люди работали и зарабатывали, а не просто сидели на пособии. Надо сказать, что Европа и США пришли к этой идее достаточно давно.
После обращения президента стало известно, что Следственный комитет предъявит обвинение основателю фонда Baring Vostok Майклу Калви 21 февраля. Об этом ТАСС сообщил адвокат Калви Дмитрий Клеточкин, ссылаясь на письмо от следствия. Уголовное дело было возбуждено по факту хищения 2,5 млрд рублей у банка «Восточный».