МС-21 задерживается. Санкции помешали производству российского лайнера
Лента новостей
Запуск серийного производства, ранее запланированный на конец 2019 года, придется отложить на год, сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов
Серийное производство российского среднеближнемагистрального пассажирского лайнера МС-21 отложено из-за санкций. Об этом в ходе международной оборонной выставки IDEX в Абу-Даби сообщил глава «Ростеха» Сергей Чемезов.
Сроки запуска самолета сдвигаются на конец 2020 года. Как пояснил Чемезов, из-за американских санкций в отношении Объединенной авиастроительной корпорации и «Ростеха» прекратилась поставка зарубежных материалов, в частности, для композитного крыла. По данным газеты «Коммерсантъ», композиты для крыла и части киля МС-21 шли из США и Японии, но под давлением Вашингтона отгрузка остановилась.
Кроме того, по словам Чемезова, ОАК нуждается в дополнительном финансировании. На модернизацию заводов и продолжение работы над МС-21, по его оценкам, требуется около 250 млрд рублей.
Теперь российские авиастроители вынуждены переходить на отечественные аналоги, говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев:
Олег Пантелеев руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» «Вообще в линейке гражданских воздушных судов российского производства сегодня присутствуют самолеты Sukhoi Superjet 100 и МС-21. У МС-21 проблема связана с тем, что под санкции попал один из ключевых участников программы компания «Аэрокомпозит», которая занимается разработкой и производством крыла из композиционных материалов. Сейчас, в целом, можно выделить тенденцию импортозамещения не только в чувствительной оборонной сфере, но и в гражданских проектах. Столкнувшись с проблемами с поставками материалов, Объединенная авиастроительная корпорация выстроила диалог с российскими производителями материалов, в частности, идут работы и с научным сообществом, и с предприятиями «Росатома». Уже получены некоторые образцы материалов, которые сейчас проходят испытания».
МС-21 представили в 2016 году на Иркутском авиационном заводе при участии премьера Дмитрия Медведева. Лайнер позиционируется как конкурент самым популярным в мире Airbus A320 и Boeing 737. Он будет летать на расстояния до 6 тысяч километров — это самый востребованный сегмент авиаперевозок.
Первый полет МС-21 совершил в мае 2017-го. К настоящему моменту готовы три опытных образца, четвертый самолет на стадии сборки.
И МС-21, и Sukhoi Superjet 100 имеют комплектующие иностранного производства, поэтому проекты уязвимы для санкций, говорят эксперты. Однако таковы реальные условия авиастроения, отмечает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий:
Алексей Синицкий главный редактор «Авиатранспортного обозрения» «Идея что-то делать исключительно из отечественных комплектующих глубоко порочная. В мировом авиастроении так не делают. Boeing — это не американский самолет, Airbus — это не европейский самолет. Комплектующие и для того, и для другого делают по всему миру, и большое количество стран в этом участвует. Изначально концепция создания МС-21 базировалась на развитии довольно широкой международной кооперации. Но изначально предлагалось, например, по двигателям два варианта: один российский, один американский, что тоже было очень правильно. И для того чтобы сделать конкурентоспособный на мировом рынке продукт, не нужно было использовать исключительно российские технологии, создание конкурентоспособных продуктов более перспективно, чем концепция создания какого-то импортозамещения. То, что сейчас это происходит, конечно, беда, получается, что санкции ведут к тому, что нас выжимают с мирового рынка».
Сегодня портфель заказов на МС-21 составляет 315 судов, по 175 из них уже внесена предоплата. Среди заказчиков — «Аэрофлот», «Ильюшин Финанс», «ВЭБ-лизинг» и другие компании. Эксперты говорят, что судьба этих контрактов туманна: они будут сохранены, если в условиях договора учли возможность санкционного давления.