Для ареста основателя Baring Vostok подыскали потерпевших
Лента новостей
Суд заключил в СИЗО основателя инвестфонда Baring Vostok Майкла Калви. Накануне в его деле не было ни одного потерпевшего, но к 16 февраля их стало сразу два
Басманный суд арестовал основателя крупной инвестиционной компании Baring Vostok гражданина США Майкла Калви, заподозренного в хищении 2,5 млрд рублей из банка «Восточный». Таким образом, суд удовлетворил ходатайство Следственного комитета России, который настаивал на заключении бизнесмена в СИЗО. На это потребовалось два дня. Причем, если накануне в деле отсутствовал даже один потерпевший, к следующему заседанию их стало сразу два.
К рассмотрению ходатайства СК о заключении Майкла Калви под стражу суд приступил 15 февраля вечером. Тогда представитель СКР просил отправить бизнесмена в СИЗО, ссылаясь на то, что иностранный гражданин, заподозренный в тяжком преступлении — мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), может скрыться от следствия, а также повлиять на свидетелей.
В свою очередь, господин Калви заверил, что «верит в эффективность российского правосудия». Он призвал ходатайство следствия отклонить, но был согласен на домашний арест в съемной квартире в Москве, на улице 4-й Тверской-Ямской или на залог в 5 млн рублей.
Двое потерпевших
Тогда же адвокаты подозреваемого Дмитрий Савочкин и Дмитрий Клеточкин заявили о незаконности возбуждения дела, указав, что в нем отсутствует потерпевший. Судья Артур Карпов решил прервать процесс, дав сторонам время для предоставления дополнительных документов в пользу своих позиций.
И следствие менее чем за сутки поспешило восполнить пробелы. На заседании в субботу представитель СК попросил приобщить к делу постановление о признании потерпевшим обратившегося в правоохранительные органы акционера и члена совета директоров банка «Восточный» Шерзода Юсупова, а также протокол его допроса. Также суду были переданы постановление о признании потерпевшим самого банка и допрос его представителя. Им оказался вице-президент банка, руководитель блока защиты корпоративных интересов Сергей Крайнов, который лично явился на заседание.
У него имелась доверенность представлять интересы банка в правоохранительных органах и суде, а также заявлять ходатайства, чем он сразу воспользовался, поддержав просьбу следствия об аресте Майкла Калви. При этом Крайнов выступил против помещения подозреваемого под домашний арест или освобождения под залог. «Это было бы как минимум нелогично, так как другим руководителям банка уже избрана иная мера пресечения — в виде заключения под стражу, а Майкл является организатором этого преступления», — сказал он.
Адвокаты пытались оспорить полномочия потерпевших. «Шерзод Юсупов не может быть как акционер потерпевшим, ему никакого ущерба не причинено», — возразил один из защитников задержанного Дмитрий Клеточкин. Он отметил, что если следовать логике следствия, то другим потерпевшим должен быть крупнейший акционер кредитного учреждения — фонд Baring Vostok. «Однако он у нас не потерпевший, а его руководитель находится в клетке», — возмутился адвокат.
Но суд с данным мнением не согласился и приобщил документы. Также к материалам дела по ходатайству следствия судья присовокупил отчет об оценке спорных акций люксембургской International Financial Technology Group S.C.A. (IFTG), которые были переданы банку «Восточный» в счет кредита на 2,5 млрд рублей, выданного Первому коллекторскому бюро.
«Разнос» для следователя
Стоит отметить, что накануне следствие заявило, что стоимость акций составляла не 3 млрд рублей, как было указано во время сделки, а всего порядка 600 тысяч рублей. При этом представитель СК сослался на выводы известной аудиторской компании PriceWaterhouseCoopers. Однако сегодня оказалось, что к такому выводу пришла не PWC, а некая кипрская компания, которая сделала отчет и направила его выводы Шерзоду Юсупову. И если накануне судья Артур Карпов устроил следствию разнос за то, что оно не перевело документ с английского языка, то сегодня он долго возмущался по поводу двух моментов: того, что следователи указали стоимость акций в иностранной валюте, но не указали курс ЦБ на момент инкриминируемого преступления, а также не проверили стоимость ценных бумаг следственным путем. «Какой курс ЦБ был на тот момент? Вам известно или мы только должны догадываться? Вы следственным путем это проверили, что стоимость была именно 600 тысяч рублей, а через месяц вы проверите эти сведения, а они будут стоить от 2 до 3 млрд рублей?» — негодовал судья, но документы все же принял.
Сам Майкл Калви вновь не согласился с выводами следствия. Он заявил, что чистая прибыль компании IFTG в год более 100 млн рублей. «Такая компания не может стоить 600 тысяч рублей, прибыль ее только растет», — сказал он и подтвердил, что не будет скрываться.
Защитники озвучили суду около десятка рекомендательных писем в пользу своего подзащитного, среди которых письма от российских банкиров, представителей деловых кругов и даже космонавта Алексея Леонова.
Бизнесмен, который с момента задержания вечером 14 февраля уже две ночи провел в ИВС на Петровке, выглядел немного уставшим. Его речь переводила новая переводчица, но, как и накануне, по просьбе Калви при переводе ему помогал один из его адвокатов.
Планы на «борьбу»
Для того чтобы вынести решение, судье потребовалось 15 минут. Артур Карпов согласился с доводами следствия и заключил подозреваемого в СИЗО до 13 апреля. Адвокаты заявили, что не согласны с решением и намерены обжаловать его в Мосгорсуде. «Мой клиент настаивает на своей невиновности и намерен продолжить борьбу», — заявил Дмитрий Клеточкин.
По версии следствия, основатель инвестфонда Baring Vostok Майкл Калви, являясь владельцем контрольного пакета акций банка «Восточный», в феврале 2017 года убедил акционера и члена совета директоров банка «Восточный» Шерзода Юсупова принять в счет долга по кредиту, взятому у банка в 2015 году Первым коллекторским бюро (ПКБ), акции люксембургской корпорации International Financial Technology Group S.C.A.
Вместе со своими партнерами он предоставил совету директоров недостоверный отчет, в котором рыночная стоимость ценных бумаг была завышена до 3 млрд рублей, в то время как, полагает следствие, реальная их стоимость составляла не более 600 тысяч рублей, а в настоящее время она «приближается к нулю».
Сам Калви вину отрицает. Он считает, что в основе уголовного дела лежит корпоративный конфликт с другим крупным акционером банка — Артемом Аветисяном и выступающим на его стороне Шерзодом Юсуповым.
По словам Калви, против Аветисяна, бывшего владельца банка «Юниаструм», слившегося с «Восточным», фонд Baring Vostok инициировал в 2018 году в Лондонском международном третейском суде процесс.
Накануне суд уже отправил в СИЗО в рамках данного дела партнеров компании Baring Vostok Филиппа Дельпаля и Вагана Абгаряна, директора по инвестициям Ивана Зюзина, советника главы правления «Норвик Банка» Алексея Кордичева (он также является экс-главой правления банка «Восточный») и руководителя Первого коллекторского бюро (ПКБ) Максима Владимирова. Всем им вменяется мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и грозит до десяти лет лишения свободы. Большинство фигурантов вину отрицают, за исключением Кордичева. Последний, по словам его адвоката, пошел на сотрудничество со следствием и «раскрывает всю структуру этого преступления».
По закону в течение десяти дней после ареста фигурантам должны предъявить официальное обвинение или освободить.