За делом Baring Vostok может скрываться корпоративный конфликт
Лента новостей
Басманный суд арестовал пятерых из шести фигурантов. Главный из них — глава старейшего инвестфонда, гражданин США Майкл Калви. Ему пока просто продлили задержание
В этом деле прежде всего важна предыстория. Baring Vostok — основной акционер банка «Восточный». Он входит в топ-30 рейтинга «Интерфакс». Второй крупный совладелец — бизнесмен Артем Аветисян. У акционеров затяжной конфликт. По сути, они борются за контроль над банком. По предписанию ЦБ им нужно докапитализировать банк на 5 млрд рублей.
У Аветисяна, как писал «Коммерсантъ», денег нет, а Baring Vostok деньги платить не хотел. Кроме того, стороны судились в Лондонском суде.
Именно с конфликтом глава Baring Vostok американец Майкл Калви связал уголовное дело против него. Более того, он обвинил Аветисяна в ложном доносе, сказал, что в итоге его фонд согласился заплатить эти 5 млрд. Но тогда доля Аветисяна в банке размоется, и это, по мнению Калви, одна из главных причин уголовного дела, чтобы было легче договориться о спорных вопросах. То, что Аветисян действительно мог снизить свое влияние в банке, подтверждает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий.
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Контролирующим акционером является фонд Baring Vostok, ему принадлежит 51,62% акций банка. Аветисяну, второй стороне конфликта, — непосредственно напрямую 32%. Этими 5 млрд рублей он, видимо, не располагает для вбивания в капитал банка, этими средствами располагает банк Baring Vostok, естественно, эта допэмиссия при таком раскладе размыла бы долю Аветисяна и уничтожила его планы о получении контроля над банком».
В этой истории есть еще несколько важных нюансов. Интересна сама фигура Аветисяна. Помимо своей деятельности в банке он еще и один из руководителей государственного Агентства стратегических инициатив, а Forbes как-то писал, что раньше он был вхож в высокие кабинеты.
Еще один примечательный момент. Осенью компания Аветисяна «Финвижн Холдингс», через которую он владеет банком, сменила регистрацию. Раньше числилась на Кипре, теперь на дальневосточном острове Русском. Причем она стала первым резидентом российского офшора. И случилось это во время Восточного форума, в котором участвовал президент страны.
То есть сейчас оппонент Калви — российский бизнесмен, зарегистрированный на стратегически важном Дальнем Востоке. Да еще, возможно, обративший на себя внимание властей страны. Но это фон. Что может быть в действительности, рассуждает банкир Александр Лебедев.
Александр Лебедев председатель совета директоров Национальной резервной корпорации«Ситуация типичная для российского рынка. Когда крупный или средний бизнес попадает в СИЗО, это кто-то его заказал. По-другому наши правоохранительные органы не работают. Они просто не хотят работать. До тех пор пока им не пришлют, они ничего делать не будут, поэтому, поскольку это крупная история, крупный фонд, у которого крупный акционер, большой банк, 100% больше негде искать, кроме как вот в этой композиции, что кто-то кого-то заказал. То, что это какой-то конфликт между этими «пассажирами», это 100%».
За Калви уже заступились несколько персон. Глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев заявил, что готов поручиться за него. Герман Греф надеется, что ситуация вокруг Калви — недоразумение, и глава Сбера знает инвестора как «порядочного и честного человека». Заодно Греф напомнил, что Baring Vostok много привлек денег в Россию. Это вообще старейший инвестфонд, ориентированный на нашу страну. Один из первых инвесторов в «Яндекс». В списке этого фонда — Ozon, «Тинькофф», «Вкусвилл». Ну и многострадальный банк «Восточный», конечно.
Куда осторожнее высказался Антон Силуанов. «Нужно разобраться», — сказал первый вице-премьер. Но если факты подтвердятся, то поблажку давать нельзя. Хоть иностранцу, хоть россиянину.
Сама же сделка, в которой обвиняют Майкла Калви, очень проста. Банк «Восточный» купил акции коллекторской компании, которая была должна ему 2,5 млрд рублей. По версии следствия, все было сделано преднамеренно, и, по сути, у банка эти деньги похитили. Но интересная деталь: Калви в суде заявил, что представители его оппонента Артема Аветисяна тоже эту сделку одобрили. А если это так, то арестовать, наверное, следует всех. Глядишь, и корпоративный конфликт закончится.