С чем связано задержание в Москве основателя крупнейшей инвестиционной компании?
Лента новостей
Это Майкл Калви, его подозревают в мошенничестве в особо крупном размере. Вместе с ним задержали нескольких топ-менеджеров
Обновлено в 15:59
Основатель крупной инвесткомпании Baring Vostok Майкл Калви задержан в Москве по подозрению в мошенничестве в особо крупном размере. Басманный суд 15 февраля решит вопрос о мере пресечения для бизнесмена.
Вместе с Калви задержаны как минимум три топ-менеджера компании, среди них Ваган Абгарян — партнер Baring Vostok по проектам в области медиа, недвижимости и стройматериалов, и Алексей Кордичев — председатель совета директоров Вятка-банка.
Задержание связано с коммерческим спором вокруг банка «Восточный», сообщили «Интерфаксу» в Baring Vostok, с деятельностью самой компании это никак не связано. Baring Vostok, как банк «Восточный», продолжают работать в обычном режиме.
Судьи Басманного суда рассматривают в разных залах вопросы об арестах фигурантов дела. Судья Артур Карпов, у которого находится ходатайство СКР о заключении под стражу Майкла Калви, пока слушание не начинал, так как занят в другом процессе.
Следствие подозревает Калви в хищении 2,5 млрд рублей у банка «Восточный экспресс» посредством мошеннической схемы с участием Первого коллекторского бюро. В нем 14 февраля прошли обыски. Как передает корреспондент Business FM, об этом сообщил следователь, ходатайствуя об аресте другого фигуранта — директора финансового департамента в независимой фирме частных капиталовложений Baring Vostok Capital Partners Филиппа Дельпаля.
Майкл Калви — основатель и управляющий партнер Baring Vostok. Ему 51 год, родился в США. Окончил Лондонскую школу экономики и Университет Оклахомы. До 1994 года жил в Лондоне и Нью-Йорке, работал в инвесткомпании Salomon Brothers и Европейском банке реконструкции и развития, где отвечал за инвестиции в энергетику Центральной и Восточной Европы. Затем стал одним из управляющих Первого регионального фонда Независимых Государств и фонда Baring Vostok Private Equity. Возглавляет инвестиционные комитеты фондов Baring Vostok.
Калви принадлежит контрольный пакет акций банка «Восточный», входящего в топ-40 крупнейших в России по размеру активов.
Baring Vostok специализируется на инвестициях в России и других странах СНГ. С 1994 года фонд вложил 2,8 млрд долларов в 70 проектов в сферах финансовых услуг, нефтегазовой отрасли, телекоммуникаций и медиа. Среди проектов фонда — «СТС Медиа», «Яндекс», Avito, Ozon, «Вкусвилл», «Восточный экспресс банк». Всего же капитал входящих в Baring Vostok фондов превышает 3,7 млрд долларов.
Банк «Восточный экспресс» в январе 2017 года завершил процесс присоединения компании «Юниаструм». Собственники «Юниаструма» получили около 40% в объединенном банке. В частности, Артему Аветисяну принадлежит 32% «Восточного». Однако, по данным «Коммерсанта», он хочет получить контрольный пакет.
В сентябре прошлого года в «Восточном» обострился корпоративный конфликт. Совет директоров принял решение назначить главой банка выходца из «Юниаструма» Вячеслава Арутюняна. Evison Holdings решил оспорить это решение в суде.
С начала 2018 года банк пытается провести допэмиссию акций на 5 млрд рублей, но пока безрезультатно. Аветисян же выкупить эти акции не может из-за отсутствия денег, а Baring Vostok не хочет вкладываться.
О сути конфликта — начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:
— У банка «Восточный» существует определенная проблема с нормативом достаточности собственных средств капитала. Им необходимо повышать этот норматив, в частности через допэмиссию, и вот как раз такую допэмиссию на уровне 5 млрд рублей в прошлом году собирались проводить. Но дело в том, что контролирующим акционером является фонд Baring Vostok, ему принадлежит 51,62% акций банка. Аветисяну, второй стороне конфликта, непосредственно напрямую 32%, и еще через других лиц он может контролировать около 43% акций. Этими 5 млрд рублей он, видимо, не располагает для вбивания в капитал банка, этими средствами располагает банк Baring Vostok, естественно, эта допэмиссия при таком раскладе размыла бы долю Аветисяна и уничтожила его планы о получении контроля над банком. Надо было найти повод для того, чтобы посадить Калви и лиц, с ним связанных, то есть решить спор ударом кинжала.
— Если Калви посадят, какая выгода Аветисяну?
— Речь идет о получении контроля над банком и устранении противоборствующей стороны.
— Каким образом он будет устранен? Если его посадят...
— Он станет сговорчивым как минимум.
— И он может передать контроль Аветисяну теоретически?
— В принципе, зная особенности нашей юридической системы, я думаю, за примерами далеко ходить не приходится.
В России часто корпоративные конфликты переходят в судебную плоскость, говорит генеральный директор инвестиционного партнерства «Ван Дер Блэк» Станислав Машагин:
Станислав Машагин генеральный директор инвестиционного партнерства «Ван Дер Блэк» «В последние три года в России корпоративный спор часто переходит в уголовную плоскость, когда кредитор не может вернуть свои деньги. Большую популярность приобрели уголовные дела, которые помогают банкам бороться с неправомерными действиями, зачастую есть перегибы на местах. Все-таки статью УК «мошенничество» слишком часто используют для давления. У нас есть деловой климат, есть такие привычки, есть такой оборот, что на вас, даже если вы иностранец, может быть заведено уголовное дело, если вдруг будет иметь место спор».
Майклу Калви и другим задержанным инкриминируется часть 4 статьи 159 УК — мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере. Эта статья предполагает лишение свободы на срок до десяти лет.
На новость отреагировал министр финансов Антон Силуанов. «Надо разобраться», — сказал он РИА Новости. Пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков сказал журналистам, что Путин не в курсе задержания Калви.