16+
Четверг, 26 декабря 2024
  • BRENT $ 73.98 / ₽ 7369
  • RTS875.70
14 февраля 2019, 18:57 Общество

Со складов Минобороны — в Третьяковскую галерею

Лента новостей

После кражи картины Архипа Куинджи музей начал использовать новую систему охраны, которая применяется российскими военными

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Беспроводная система «Стрелец» включает датчики, которые размещают на охраняемых объектах, и персональные браслеты для охранников и смотрителей. Если картину сдвинуть с места, на браслете мгновенно появится сообщение: зал № 2, объект 12. Дальше все зависит от скорости реакции службы безопасности.

Необходимость в новой системе у Третьяковской галереи возникла после похищения картины Архипа Куинджи «Ай-Петри. Крым». Горький опыт должен заставить и другие музеи задуматься о безопасности, говорит исполнительный директор группы компаний «Стрелец» Михаил Левчук:

— Для музеев актуальны вопросы кражи на рывок. Очень многие наши музеи расположены во дворцах, где очень немалое количество объектов (не только картин), которые нужно защищать. Там бывают и акты вандализма, и воровство, поэтому актуальным оказался вопрос беспроводной системы, которая может быть смонтирована в любом интерьере без вывода объекта из эксплуатации.

— А отключить и заглушить ее можно будет?

— Поскольку это военные разработки, этот вопрос детально прорабатывался. Система принята на снабжение Министерства обороны и ФСО. Сломать можно все, что угодно, только стоимость взлома будет космическая.

В планах музея две масштабные выставки: Илья Репин в марте и Эдвард Мунк — в апреле. Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, получившая выговор из-за кражи полотна Куинджи, сказала, что помимо сигнализации в каждом зале будет стоять сотрудник Росгвардии. Музей Мунка особенно щепетилен в вопросах безопасности, отмечает директор Музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:

Антон Белов директор Музея современного искусства «Гараж» «Произведения Мунка приезжают из музея Осло, который грабят с периодичностью, по-моему, раз в два года. При этом, честно говоря, более защищенного музея я не видел. Мне кажется, стены там сделаны из цельного металла, на входе вас обыскивают как в сейфовом хранилище, при этом оттуда все равно крадут. Я, честно говоря, не знаю, как Третьяковка справится с их даже не требованиями, а моральными переживаниями по поводу безопасности».

С Репиным в Третьяковской галерее тоже был инцидент, в мае 2018 года житель Воронежа повредил полотно «Иван Грозный и сын его Иван», ударив по нему металлической стойкой. После этого музей модернизировал систему видеонаблюдения, собирается поставить рентгеновские аппараты. Если с крупными галереями ситуация налаживается, то небольшие музеи, в том числе храмы, где находятся древние иконы, обходят вниманием. Зачастую охраны там просто нет, говорит вице-президент Творческого союза художников России Феликс Комаров:

Феликс Комаров вице-президент Творческого союза художников России «Когда я проводил выставку в Манеже, коллекция была из 34 больших храмовых икон. В МВД подается перечень, чтобы получить ответ, нет ли среди них разыскиваемых. Мне звонит расстроенная куратор: «Одна икона похищена из одного из наших северных храмов». Я говорю: «А что же так переживать? Наоборот, надо радоваться, что она нашлась». Я передал ее органам и задал вопрос: «Где сейчас эта раритетнейшая вещь XVII века будет находиться?» Разумного ответа не получил».

В каждом музее и храме должен быть минимальный набор средств безопасности, считает искусствовед, директор Музея имени Андрея Рублева Михаил Миндлин:

Михаил Миндлин искусствовед, директор Музея имени Андрея Рублева «Это тревожная кнопка с прямым выводом в полицию или Росгвардию. Это должна быть пожарная сигнализация. Есть различные способы механического фиксирования произведения для того, чтобы к нему нельзя было просто подойти, как в Третьяковке, снять с гвоздя легким движением и уйти».

Комитет Госдумы по культуре предлагал обязательное чипирование произведений искусства, но Минкультуры России эту идею не поддержал. Вопрос упирается в финансирование. Оснащение музеев системой «Стрелец» стоит в среднем полмиллиона на сто картин. Установка датчиков на все культурные ценности в России обойдется в сумму со многими нулями. Однако после скандала с похищением к обсуждению могут вернуться.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию